«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 87% |
В последнее время критический цех не то чтобы оживился, но как-то приосанился. Прервали долгое и зачастую вынужденное (потому что сказать-то им нечего) молчание литературные критики старшего поколения, обросли должностями и "личными" (то есть приватизированными) премиями "средненькие" и даже "младшенькие", в Москве начал выходить ежеквартальник "Критическая масса" с выписанным из Питера, согласно нынешней моде, главным редактором, но и у нас выстрелила (по слухам, правда, в последний раз) "Новая русская книга"; наконец, уже стала полноценной серией - вышли четыре книги - лимбусовская "Инстанция вкуса".
Ну и, понятно, присуждаемая Академией русской современной словесности, то есть гильдией критиков, премия Аполлона Григорьева, которую вот-вот выдадут Сергею Гандлевскому. С другой стороны, газеты и журналы пишут о художественной литературе всё реже и/или хуже (достаточно назвать хотя бы "Собаку.ru", недавно переименованную острословами в "Собаку.ru"), заметно испортился и "пожелтел" электронный "Русский журнал", на толстожурнальные новинки откликается разве что Александр Рубашкин, проблемные статьи сочиняет чуть ли не один Александр Мелихов (да и проблемы у него, сами понимаете, не говоря уж о постановке), налицо и другие признаки деградации. Критиков как бы полно, ну а если приглядеться, то нет их вовсе. И в отсутствие вменяемых и ответственных литературных критиков за дело берутся представители смежных и не слишком смежных ремёсел - поэты, прозаики, философы, киноведы... Собственно говоря, именно это положение и фиксирует серия "Инстанция вкуса", в рамках которой только что вышла книга эссе Дмитрия Быкова "Блуд труда".
Быков человек довольно молодой, но широко и разнообразно известный. Куртуазный маньерист и обвиняемый по делу о распространении порнографии в молодеческом прошлом, автор двух романов (один - "Оправдание" - два года назад вышел в шорт-лист премии "Национальный бестселлер", второй - "Орфография" - включён в нынешний лонг-лист на правах рукописи и вот-вот выйдет в издательстве "Вагриус"), популярный телеведущий (передача "ХОРОШО, БЫков" на ТВЦ), а с недавних пор и большое газетное начальство - зам. главного редактора еженедельника "Консерватор", воровато поднявшегося на месте "Общей газеты". Но прежде всего он журналист, много, может быть, даже слишком много пишущий обо всем на свете - о литературе, о кино, о политике, о нравах, о друзьях-приятелях, рано или поздно становящихся неприятелями, а то и лютыми врагами. Пишет Быков много, и пишет хорошо, а вот хвалит себя ещё лучше:
Значит, вы умнее Борхеса? - спросит меня иной сноб, эта порода ведь мало изменилась за сто лет. Да, я гораздо умнее и вас, и Борхеса. Уверяю, это нетрудно. Я также умнее Деррида и Бодрийара, и Тимоти Лири, и Керуака, и Гинзберга, и Егора Летова, и всех других теоретиков небытия, интеллектуальных спекулянтов, структуралистов, деконструкторов, секуляризаторов и популяризаторов новой европейской философии; я умнее методологов, пиарщиков, политологов, манипуляторов общественным сознанием, борцов, новых оппозиционеров, читателей и издателей "Новой газеты", поклонников Владимира Гусинского и Евгения Киселёва; я также умнее Киселёва и Гусинского. Я умнее всех перечисленных людей, и это нельзя ни объяснить, ни доказать. Поверьте мне на слово, это просто так и есть. Через сто лет это будет азбукой для любого младенца. Клиническая картина мании величия, - скажете вы. Проживите сто лет - убедитесь сами.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||