«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 70%


         Можно утверждать, что без "вымыслов" не обходится ни одно переложение текста на киноплёнку. Создание фильма само по себе - и в этом необязательно присутствует злой умысел - является актом перевода или даже повторного создания. Исаак Дойчер (Isaac Deutscher) в "Мистицизме жестокости" (The Mysticism of Cruelty), своём эссе о "Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртом", утверждал, что Оруэлл позаимствовал идею, сюжет, главных персонажей, символы и всю атмосферу своего романа из произведения Евгения Замятина "Мы" {Isaac Deutscher. The Mysticism of Cruelty. Цитата из Alexander Cockburn. Corruptions of Empire (London: Verso, 1987)}.
         Вспоминая о личной встрече с Оруэллом, Дойчер писал, что тот "зациклился на "заговорах", и его политические рассуждения поразили меня сходством с сублимацией мании преследования по Фрейду". Обеспокоенный "отсутствием исторического значения и психологического понимания политической жизни" у Оруэлла, Дойчер предупреждал: "Было бы опасным закрывать глаза на тот факт, что на Западе миллионы людей, подгоняемых тоской и страхом, готовы бежать от собственной ответственности за судьбу человечества и срывать свою злость и отчаяние на гигантском призрачном козле отпущения. Последнего Оруэлл настолько хорошо обрисовал в своём романе "Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый", что его легко можно было представить... Бедный Оруэлл, могли он предполагать, что его собственная книга станет таким значимым пунктом в программе Недели ненависти?" {Там же}.
         Не вышел чистым из перипетий холодной воды и сам Оруэлл. Как-никак он передал в Департамент информационных исследований в 1949 году список 252 лиц, подозреваемых в сочувствии. Он включал 35 сочувствующих (или FT в терминологии Оруэлла), подозреваемых подставных лиц или симпатизирующих. Среди них были Кингсли Мартин, редактор газеты "Нью Стейтсмен энд Нейшн" ("Гнилой либерал. Очень непорядочный"), Поль Робсон ("Очень враждебно настроен против белых. Сторонник Уоллиса"), Дж.Б. Пристли (J.В. Priestley; "Убеждённый сочувствующий, возможно, имеет какие-то связи с организациями. Очень враждебно настроен против американцев") и Майкл Редгрейв (как это ни парадоксально, позже он снялся в фильме "Тысяча девятьсот восемьдесят четвёртый") {George Orwell in Peter Davison (ed.). The Complete Works of George Orwell (London: Seeker & Warburg, 1998)}.
         Будучи крайне подозрительным к каждому человеку, Оруэлл в течение нескольких лет всегда имел под рукой синюю тетрадь форматом 1/4 листа.
         К 1949 году в ней было уже 125 имён. Это стало своего рода "игрой", в которую Оруэлл любил играть с Кёстлером и Ричардом Ризом. Они должны были оценить, "насколько далеко может зайти предательство наших любимых жупелов" {Richard Rees. Цитата из Michael Sheldon. Orwell: The Authorised Biography (London: Heinemann, 1991)}. Похоже, критерии для включения были довольно широкими. Это касается Стивена Спендера, чью "склонность к гомосексуализму" Оруэлл счёл нужным отметить (и добавил, что он был "очень ненадёжным" и "легко поддавался влиянию"). Американский сторонник реализма Джон Стейнбек был внесён в список всего лишь за то, что он являлся "кажущимся, псевдонаивным писателем", тогда как Элтон Синклер заслужил эпитет "очень глупый". Джордж Падмор (George Padmore, псевдоним Малкольма Нурса) был отмечен как "негр африканского происхождения", настроенный "против белых" и, вероятно, любовник Ненси Кунард (Nancy Cunard). Том Дриберг (Tom Driberg) вызывал сильную неприязнь, поскольку обладал всеми качествами, которых так опасался Оруэлл: "гомосексуалист", "по общему мнению, является членом подпольной организации" и "английский еврей" {George Orwell in Peter Davison. Цит. произв. Оруэлл был яростным антисионистом, веря, что "евреи-сионисты везде ненавидят нас и относятся к Британии как к врагу больше, чем к Германии". По этой причине он заявил Департаменту информационных исследований, что пытаться заискивать перед врагами - "плохая политика", и предупредил их о том, что "разыгрывание антисемитизма" не является лучшей стратегией антисоветской пропаганды". George Orwell to Celia Kirwan. 6 April 1949 (IRD/FOlllO/PRO)}.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100