«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 52%


         Американские "рыцари холодной войны" в сфере культуры столкнулись с опасным противоречием: там, где призрак нацизма появлялся вновь, они энергично вели кампанию по разделению искусства и политики, но имея дело с коммунизмом, они не желали осуществлять такое разделение. Эта вопиющая нелогичность впервые проявилась ещё в конце 1940-х годов во время "денацификации" Германии. В то время как Фуртвенглер был награждён громкими концертами вместе с Иегуди Менухиным, Бертольд Брехт высмеивался Мелвином Ласки в журнале "Монат" {Когда Ласки обнаружил в 1956 г., что его помощник в написании "Белой книги" по Венгрии ("Венгерская революция") был повсеместно осуждаемым нацистом, его первая реакция была полна прагматизма: "О Боже, теперь они собираются наброситься на мою книгу, она будет дискредитирована ассоциациями с ним". Но Ласки решил, что лучше ничего не делать: "Я проглотил свою обеспокоенность и оставил его в проекте". Melvin Lasky. Interview, London, August 1997}. Все предписания Конгресса в холодной войне в сфере культуры заключались в том, что писатели и художники должны были вести идеологическую борьбу. "Вы говорите о ведущих писателях, музыкантах и художниках - тех, кто был готов вступить в борьбу за то, что Камю называл литературной "завязкой", тех, кто был предан идее не только писать, но писать, выражая определённую систему ценностей. И мы были за это, и мы поддерживали это" {Lee Williams. Interview, Washington, June 1994}, - объяснял Ли Уильямс из ЦРУ. То, что эти "рыцари холодной войны" в культуре могли так легко "развязаться", когда это им было на руку, вызывало, по меньшей мере, тревогу.
         Похожим доверием, однако, не пользовались сочувствующие попутчики и нейтралисты, которых Американский комитет, по сути, оставлял на произвол судьбы. Никто не мог серьёзно утверждать, по крайней мере, в середине 1950-х годов, что коммунизм, вероятно, является главным врагом культурной свободы в Соединенных Штатах. Но профессиональные антикоммунисты, как и все профессионалы, хотели защитить и даже расширить свой рынок.
         Большая часть организованных антикоммунистических групп лоббирования и давления в Америке в 1950-х годах - общепризнанного времени падения "пятой колонны" - получила беспрецедентное распространение. В это время не было никакой реальной коммунистической угрозы в Америке. Перефразируя изречение Черчилля, антикоммунисты на самом деле были "прикованы к мёртвому телу".
         "Медленно, но верно коллеги сплотятся вокруг одного, - точно предсказал Джеймс Т. Фаррелл в 1942 году. - Я доверяю своим коллегам это сделать. У меня есть большая уверенность в их способностях стать моими полицейскими и опекунами моей души. Моя вера в их возможности, к моему стыду, является непобедимой - вы не можете пошатнуть этот догмат моей веры. Все они маленькие ангелы-хранители души Америки" {James T. Farrell to Meyer Schapiro. 25 July 1942 (MS/COL)}. Сейчас же жёсткая линия Комитета заработала ему сомнительную репутацию как "отряду истины".
         Комитет, казалось, потерял всякое чувство меры и находился далеко от заявленной цели, которая заключалась в укреплении социальных и политических условий для культурного творчества и свободного интеллектуального роста.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100