«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
Прочитано: 30% |
"Ваше величество... чем вы правите?" "Всем", - просто ответил король. Антуан де Сент-Экзюпери (Antoine de Seint-Exupery). "Маленький принц"
Культурная свобода обошлась недёшево. В течение последующих 17 лет ЦРУ должно было провести через Конгресс десятки миллионов долларов на культурную свободу и связанные с ней проекты. Имея такого рода обязательства, ЦРУ, по сути, действовало как Министерство культуры Америки.
Основные усилия ЦРУ по мобилизации культуры в качестве орудия холодной войны были направлены на систематическое вовлечение в неофициальный консорциум сети "частных групп" или "друзей". Он представлял собой предприимчивое сообщество благотворительных фондов, коммерческих корпораций и других учреждений и лиц, которые работали в тесном взаимодействии с ЦРУ с целью обеспечить прикрытие и выделение средств на секретные программы в Западной Европе. Кроме того, эти "друзья" должны были бы разъяснять интересы правительства внутри страны и за её пределами, делая это якобы по собственной инициативе. Сохраняя свой "частный" статус, указанные лица и организации фактически действовали в качестве венчурных компаний холодной войны, назначенных ЦРУ.
Вдохновителем консорциума был Аллен Даллес. Он начал создавать фонды в послевоенный период, когда вместе с братом Джоном Фостером работал в адвокатской конторе "Салливан и Кромвель" (Sullivan and Cromwell). В мае 1949 года Аллен Даллес председательствовал при учреждении Национального комитета за свободную Европу, якобы по инициативе "группы американских граждан", а на самом деле - одного из самых амбициозных лидеров ЦРУ Целью учреждённого 11 мая 1949 года в Нью-Йорке Национального комитета за свободную Европу было "использование самых разнообразных знаний и умений находившихся в изгнании выходцев из Восточной Европы при разработке программ активного противодействия советскому господству" {Certificate of Incorporation of Committee for Free Europe, Inc. 11 May 1949 (CJD/DDE)}.
Будучи "убеждённым, что эта борьба может вестись как с помощью идеологии, так и средствами физического воздействия", Комитет должен был вскоре распространить своё влияние на все сферы культурной холодной войны. "Госдепартамент глубоко удовлетворён созданием этой группы, - заявил госсекретарь Дин Эйчесон. - Он считает, что цель организации превосходна, рад приветствовать её появление на арене и выражает своё искреннее одобрение" {Dean Acheson. Quoted in G.J.A. O'Toole, Honorable Treachery: A History of U.S. Intelligence, Espionage, and Covert Action from the American Revolution to the CIA (New York: Atlantic Monthly Press, 1991)}. Целью этого публичного благословения было скрыть официальные корни Комитета и тот факт, что он действовал исключительно по усмотрению ЦРУ. На долю последнего приходилось 90% финансовой поддержки, осуществляемой через фонды, не подлежавшие учёту. За одобрением Эйчесона стояла ещё одна скрытая истина. Устав Комитета гласил, что "деятельность корпорации не должна быть связана никоим образом с ведением пропаганды", но на самом деле именно этим она и призвана была заниматься {Certificate of Incorporation of Committee for Free Europe, Inc. Цит. произв. Согласно "Секретному докладу Комитета по станциям дружбы" одной из его главных целей было "увеличение дезинтегрирующего психологического давления на центр советской власти" и "изобретение нового психологического оружия для наступательной холодной войны". В докладе также утверждается, что "пропаганда без действий в конце концов ударяет рикошетом по тому, кто ей пользовался" - своевременное предупреждение в свете того, что произошло в Венгрии в 1956 г. (см. главу 18)}.
«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»
| ||||||||