«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 30% |
Перейдя в ЦРУ в декабре 1950 года, Аллен Даллес стал "Великим белым разведчиком" Национального комитета за свободную Европу (Great White Case Officer; прозвище Аллена Даллеса - парафраз времён колониализма Great White Father, "Великий белый отец", которое передаёт отношение расового превосходства переселенцев в Америке к местному населению и представляет колонизаторов как героев-завоевателей и спасителей "низших" народов. - Прим. ред.). Он работал с Кармелом Оффи, который курировал Комитет от имени созданного годом ранее Управления координации политики Уизнера. Теперь на Даллеса возлагалась ответственность за организацию его комитетов, распределение бюджетных средств и разработку стратегии. Будучи одним из тех, кто стоял у истоков полуавтономных неправительственных организаций, Даллес осознавал, что успех программы американской холодной войны зависел от "её способности производить впечатление независимой от правительства и выглядеть как программа, представляющая самостоятельные убеждения отдельных свободолюбивых граждан" {Blanche Wiesen Cook. The Declassified Eisenhower: A Divided Legacy of Peace and Political Warfare (New York: Doubleday, 1981)}. В этом смысле Национальный комитет за свободную Европу является образцом проводившейся ЦРУ "корпоратизации" внешнеполитической системы в период холодной войны.
Со своими множившимися комитетами и подкомитетами, советами директоров и попечителей Национальный комитет за свободную Европу собрал весь американский истеблишмент - "кто есть кто в Америке". Взаимосвязь имела огромное значение. Она придавала новый смысл шутливому комментарию французского поэта и философа Поля Валери (Paul Valery) о том, что европейцы мечтают попасть под управление Комитета американцев.
Среди них были Люциус Клэй, давший в качестве верховного комиссара в Германии зелёный свет журналу "Монат"; Гарднер Коулс (Gardner Cowles), президент издательской группы "Коулс" и попечитель Фонда Фарфилда; Генри Форд II, президент "Дженерал Моторс"; Овета Калп Хобби (Oveta Culp Hobby), попечитель Музея современного искусства, которая содействовала превращению нескольких семейных фондов в проводники финансов ЦРУ; кардинал холодной войны Фрэнсис Спеллман (Francis Spellman); Ч.Д. Джексон, ветеран психологической войны и её пожизненный исполнитель; Джон С. Хьюз, посол США в НАТО; Юнки Флейшман, Артур Шлезингер, Сесиль Б. ДеМилле (Cecil В. DeMille), Спирос Скурас (Spyros Skouras), Дэррил Занук (Darryl Zanuck) и Дуайт Эйзенхауэр. Среди этих людей были бизнесмены и юристы, дипломаты и исполнители "Плана Маршалла", представители рекламного бизнеса и медиамагнаты, кинорежиссёры и журналисты, члены профсоюзов и, конечно же, агенты ЦРУ - их было множество.
Эти люди были "осведомлёнными". Для Управления "осведомлённым" являлся "человек своего круга, владеющий языком, знающий кодовые слова, обычаи, опознавательные знаки. Быть "осведомлённым" означало принадлежать к клубу, то есть владеть языком, понимать тайные сигналы, знать особое рукопожатие. "Неосведомлённый" оказывался за кругом. Он оставался безучастным и не понимал, что происходит вокруг. Ему не были известны замыслами высших слоёв общества, которыми руководил узкий круг сотрудников спецслужб" {Harrison E. Salisbury. Without Fear or Favor}. Вспоминая лёгкость, с которой он мог привлекать своих американских соратников к секретным проектам, агент ЦРУ Дональд Джеймсон говорил: "В этой стране не было почти никого, к кому я не мог бы подойти в те дни и сказать: "Я из ЦРУ и хотел бы попросить вас о том-то и том-то", и как минимум, получить уважительный приём и обсудить вопрос" {Donald Jameson. Interview, Washington, June 1994}. Агенты ЦРУ редко стучались в двери - они открывались сами.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||