«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 55% |
Нельзя сказать, чтобы "хозяин" программы - Военно-воздушные силы США - ограничивали себя лишь ее исследовательским назначением. В перспективе виделась система с самолетом-носителем, каким-то разгонным блоком и орбитальным самолетом на базе SV-5. После выполнения задания в космосе ВКС должен был тормозиться с аэродинамическим качеством на гиперзвуковой скорости 1, 2 - 1, 4, затем маневрировать на планировании со скоростью М = 2 при аэродинамическом качестве 3, 1 - 3, 5, а затем приземляться со скоростью 260 - 390 км/ч
После нескольких суборбитальных запусков небольших моделей в воздух ушел вариант SV-5P, получивший "насовский" индекс Х-24А. Длина - 7, 46 м, полный диаметр - 4, 19 м, высота 3, 14 м, масса 4990 кг (по другим данным, 5352 кг), тяга ЖРД - 3845 кг. В 28 полетах с подвески В-52, проведенных с апреля 1969 года по июнь 1971-го, удалось достичь максимальной скорости М = 1, 6 и высоты 21 800 м.
С учетом данных, полученных на Х-24А, был построен аппарат Х-24В, основным внешним отличием которого стала длинная заостренная носовая часть. Х-24В был более похож на самолет, чем его прямой предшественник и машины серии М-2, которые напоминают скорее сплющенную каплю с отростками вертикальных килей. Определить, где у них кончается фюзеляж и начинается крыло, почти невозможно. За это их и называют "несущими корпусами", и для характеристики их поперечного размера используют понятие "максимальный", или "полный" диаметр. В случае же Х-24В можно говорить об обыкновенном "размахе крыла".
Эта машина рассматривалась как прототип двух летательных аппаратов. Один из них - гиперзвуковой самолет с воздушно-реактивными двигателями, способный летать в плотных слоях атмосферы с числом М = 8 - 12 (всё же бомбардировщик будущего?); другой - высокоманевренный планер для транспортных операций между Землей и орбитальной станцией.
Х-24В был заметно больше, чем Х-24А - длина 11, 53 м, размах 5, 84 м, полетная масса 6258 кг (по другим данным, 5897 кг), высота 2, 16 м. Крыло имело двойную стреловидность по передней кромке (72ш / 78ш), ЖРД развивал 4444 кг тяги. В целом аэродинамика и силовая установка Х-24В могли обеспечить полеты со скоростями порядка М = 4 - 5, но конкретный изготовленный экземпляр аппарата был обшит алюминием, что, по соображениям кинетического нагрева, не позволяло выходить и на М = 2.
Конечно, можно было сделать следующий экземпляр с подобающей обшивкой. Но к моменту начала испытаний Х-24 выбор был уже практически сделан: президент Никсон решил отказаться от развертывания обитаемой орбитальной станции, сосредоточив усилия на программе большого многоразового транспортного корабля. В бюджете НАСА на 1974/75 финансовый год на эту тему выделялось 797, 5 млн долларов - вчетверо больше, чем двумя годами раньше, когда Х-24В начинал летать (первый полет - 1 августа 1973 года)...
Так что по Х-24В даже не была закончена программа исследований первого экземпляра. Соответственно, отложен был и проект космической системы вертикального старта, в которой Х-24 должен был выводиться на орбиту носителем "Титан" III.
Свою последнюю посадку Х-24В совершил 26 ноября 1975 года; всего состоялось 64 полета, достигнута скорость М = 1, 76 и высота 22 400 м.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||