«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 43% |
В момент закрытия до первого полета Х-20 оставалось три года. Чтобы он состоялся, нужно было затратить 373 млн. долларов - в дополнение к тем 410 млн, которые уже были израсходованы на научные исследования и конструкторские проработки.
Сегодня макет ракетоплана "Дайна Сор" стоит в музее американских ВВС в городе Дайтон, штат Огайо.
Х-20 так и не поднялся в воздух, но уверенность в перспективности космических самолетов от этого не угасла. Работы по ним продолжались, правда, уже не с с прицелом на создание конкретной боевой ракетно-космической системы, а в рамках более ограниченных исследовательских программ. По ним в 1960-х - начале 1970-х годов в США был создан целый ряд экспериментальных машин, выполненных по схеме "несущий корпус".
Фирма "Нортроп" вела работы над аппаратами серии М-2. Первый из них, M-2/F-1 был просто деревянным планером, испытывавшимся в полетах на буксире за транспортником С-47 (военный вариант всемирно известной "Дакоты", Дуглас DC-3, выпускавшейся в СССР под обозначением Ли-2).
На M-2/F-2 уже устанавливался жидкостный ракетный двигатель тягой 2, 7 тонны. Машина весом 2, 5 тонны, поднималась на высоту 14 км бомбардировщиком В-52 и после сброса совершала полет с горизонтальной посадкой на аэродром. Первый полет, планирующий, состоялся 2 июля 1966 года. Включить двигатель в воздухе на M-2/F-2 так и не пришлось, потому что в мае 1967-го, во время очередного такого же полета, аппарат потерпел аварию при посадке. Выяснить, сможет ли он достичь расчетных 24 400 м высоты и 2200 км/ч скорости, так и не удалось, так как предпочли построить следующий образец - M-2/F-3.
Этому повезло больше. В 1970 - 1972 годах он совершил 43 полета, в ходе которых были достигнуты показатели: скорость М = 1, 6 и потолок 21 800 м. Длина аппарата составляла 6, 8 м, максимальный диаметр - 2, 9 м, полная масса 3, 6 тонны. Двигатель на M-2/F-3 стоял тот же, что и на его предшественнике - ЖРД XLR-11 с тягой 2700 кг.
Параллельно тот же "Нортроп" построил и испытывал другой "несущий корпус" - HL-10 (HL - Horizontal Lander, "садящийся горизонтально". Он несколько отличался от М-2 - имел вертикальный стабилизатор в дополнение к поднятым законцовкам маленького крыла (М-2 обходился только законцовками); кабина пилота была сдвинута до предела в носовую часть, которая, в свою очередь, вместе со всей нижней поверхностью фюзеляжа, заметно отличалась от форм М-2. По габаритам "Лэндер" не сильно разнился с М-2, но вследствие другой формы своего несущего корпуса имел максимальный диаметр последнего 4, 6 м.
HL-10 начал испытываться одновременно с полетами аппаратов серии М-2, и даже раньше, чем M-2/F-3. В течение 1970 - 1972 годов провели 37 полетов, при этом результаты были достигнуты более высокие, чем у "собрата": высота 27 700 м, скорость М = 1, 87.
Обе программы шли под эгидой НАСА, и обе были примерно в одно и то же время закрыты в связи с сокращением финансирования. Оно и понятно: в 1972 году отделение "Спейс Дивижн" компании "Норт Америкен Рокуэл" получило шестилетний контракт суммой 2, 6 млрд долларов на разработку - в качестве головной организации - космической транспортной системы "Спейс Шаттл"...
Последним из летавших в "дошаттловскую" эпоху американских ракетопланов стал Х-24, работы по которому велись под контролем ВВС в соответствии с их программой "START" - Spacecraft Technology and Advanced Reentry Programm. Лидером программы удалось стать фирме "Мартин-Мариэтта", которая предложила свой проект SV-5 - космическое такси для маршрута Земля - орбитальная станция - Земля.
В 1960-х годах американское космическое руководство очень увлекалось идеей долговременной космической станции. И задачи перед разработчиками перспективных средств доставки ставились совершенно такие же, как сегодня, в эпоху Международной космической станции: смена экипажей, снабжение, спасение. Специфика "будней холодной войны" добавляла еще одну - "инспекцию" космических объектов противника. А вот разведка и бомбардировка наземных целей, в отличие от программы "Дайна Сор", цели которой формулировались в 1950-х, практически более не декларировались. Видимо, пришли к выводу, что с такой работой достаточно хорошо справятся соответственно разведывательные спутники и баллистические ракеты всех видов базирования.
SV-5 тоже был "несущим корпусом" со сферической носовой оконечностью и тремя вертикальными стабилизаторами - в центре на фюзеляже и на концах крыла малого удлинения. В термозащите предусматривалось местное применение абляционных покрытий. Кроме обычных аэродинамических вертикальных рулей и щитков-элевонов, в управлении задействовались реактивные рулевые сопла.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||