«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 30% |
Об "истребительно-бомбардировочном" потенциале маневрирующего космоплана мы уже упоминали.
Эти соображения и определили облик космической системы с многоразовой аэродинамической орбитальной ступенью. Это должен был быть маленький ракетоплан, выводимый на орбиту ракетой-носителем, созданной на базе какой-то из существующих боевых МБР (поскольку задача уменьшения до минут времени готовности к старту уже была одной из основных для разработчиков таких ракет).
В Соединенных Штатах первой относительно далеко зашедшей попыткой создания многоразового ВКСа стала совместная программа ВВС и НАСА "Дайна Сор" - по-английски Dyna-Soar, от Dynamic Soaring, что обычно переводится как "разгон и планирование". Началась она еще в 1957 году, а в 1959-м из множества компаний, принявших участие в конкурсе, основным подрядчиком была выбрана фирма "Боинг". Ее проект представлял собой аппарат в целом самолетной конструкции - "бесхвостка" с выраженным фюзеляжем, крылом и вертикальными стабилизаторами.
По первоначальным планам первое испытание со сбросом в атмосфере должно было пройти в 1963 году, первый беспилотный выход на орбиту - в шестьдесят четвёртом, а первый пилотируемый - в шестьдесят пятом.
Достижение целей планировалось в три "шага": гиперзвуковой исследовательский самолет со скоростью до 22700 км/ч и высотностью до 52 км; сверхвысотный разведчик с дальностью около 20 тыс. км; разведчик-бомбардировщик, способный к орбитальному полету.
Программа неоднократно модифицировалась. В состав тактических требований вводились задачи противовоздушной и противоспутниковой обороны, снабжение орбитальных станций. Рассматривался вариант с выходом на орбиту вместе с последней ступенью ракеты-носителя - так можно было уходить с первоначальной орбиты на более высокие или с другим наклонением. В части вооружения ракетоплан "третьего шага" должен был оснащаться управляемыми ракетами класса "космос-космос", "космос-воздух" и "космос-Земля", а также обычными бомбами.
11 декабря 1959 года был подписан контракт, предполагавший постройку десяти аппаратов. Ввод системы со всеми боевыми средствами в штатную эксплуатацию планировался на конец 1971 года.
Было проработано множество технических проблем - от аэродинамики до создания термозащитных сплавов и композитов, способных выдержать высочайшие температуры во время спуска в атмосфере - до 2370шС на отдельных участках конструкции. Многое из этого потом использовалось в работах по других космических программам.
В сентябре 1962 года на рассмотрение ВВС и НАСА был представлен полноразмерный макет "Дайна Сор". Его фюзеляж длиной 10, 77 м и базовым диаметром 1, 6 м имел слегка приподнятый и закругленный нос. Объем одноместной кабины составлял 3, 5 кв. м.; катапультное кресло позволяло покинуть аппарат лишь на дозвуковых скоростях. В отсеке за кабиной пилота можно было перевозить 454 кг (1000 фунтов) полезного груза. Посадка производилась при помощи шасси из трех убираемых стоек с полозьями.
Дельтавидное крыло имело размах 6, 22 м, на концах его устанавливались вертикальные стабилизаторы. Максимальный взлетный вес равнялся 5165 кг. Собственного двигателя аппарат не имел, для его запусков планировалось использовать разные модификации ракеты "Титан" - от "Титан" I на этапе суборбитальных испытаний до "Титан" IIIС для боевых орбитальных миссий.
Однако, несмотря на то, что десяти заказанным "Дайна Сорам" в 1960-м были даже присвоены бортовые номера ВВС, ни одного полета, даже дозвукового, по этой программе не состоялось.
19 мая 1961 года Отдел космических систем Военно-воздушных сил объявил собственную пилотируемую программу "Satellite Inspеrctor" ("Спутник-Инспектор"), сокращенно SAINT ("Святой"). В ней должен был задействоваться двухместный аппарат, сконструированный по другой концепции - "несущий корпус". Если учесть, что по соглашению от 14 ноября 1958 года финансирование программы и управление ею закреплялось за ВВС, а НАСА лишь обеспечивало научное консультирование и техническую поддержку, то становится ясно, что с этого момента прогноз дальнейшего развития программы "Дайна Сор" становился пессимистическим.
В феврале 1962 года министр обороны США Роберт Макнамара провел последнее изменение программы, переведя ее в разряд исследовательских. Прототипу ракетоплана был присвоен индекс Х-20, а задачи были ограничены подтверждением возможности атмосферного маневрирования и посадки в заданной точке. Однако и это не спасло программу: в декабре 1963 года тот же Макнамара переадресовал ее финансирование программе "Пилотируемой орбитальной лаборатории" - "Manned Orbiting Laboratory", MOL, - которая, впрочем, тоже была впоследствии отменена.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||