«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 64% |
Как можно видеть, работы по малым космопланам с выводом на одноразовых носителях велись в США "вполне всерьез". В СССР они тоже велись, хотя и с намного меньшим размахом.
Как уже говорилось, Королев для спуска с орбиты поначалу отдавал предпочтение идее маневрирующего аппарата, располагающего относительно высоким аэродинамическим качеством. Этой проблематикой занималось одно из подразделений его собственного КБ; кроме того, он инициировал исследовательские проработки по таким аппаратам в конструкторских бюро Владимира Мясищева и Павла Цыбина. Результаты, полученные при расчетах по этим темам, и привели Королева к выводу о том, что сложностей здесь значительно больше, чем казалось на первый взгляд. И, поскольку времени и сил на преодоление этих сложностей в условиях соревнования с США не было, Гагарин возвращался с орбиты в спускаемом аппарате, имеющем форму правильного шара.
Тем не менее, работы по космопланам, выводимым на орбиту традиционными ракетами-носителями, продолжались. С определенного момента они стали рассматриваться как "симметричный ответ" на программу "Дайна Сор". Был у нас еще и "несимметричный", значительно дальше продвинувшийся по пути воплощения в металл; но логика изложения вынуждает поговорить о нем позже.
Павел Цыбин проектировал очень интересную конструкцию, которую Королев называл "Лапоток". В соответствии с эскизным проектом 1959 года, аппарат должен был иметь несущий корпус характерной формы и складывающееся крыло. На больших высотах торможение и ограниченное маневрирование осуществлялось за счет аэродинамики корпуса, а на 20 км высоты раскладывались крылья. Особенностью проекта был металлический теплозащитный экран, монтируемый на расстоянии 100 мм от дна фюзеляжа.
Мясищев с 1958 года разрабатывал маленький исследовательский аппарат М-46, который предназначался для использования с королевской Р-7. Позже, после того, как в состав его КБ вошел коллектив Цыбина, был предложен проект уже более крупного космоплана М-48 в версиях 1959 и 1960 года, сильно отличавшихся друг от друга. М-48 должен был выводить полезный груз до 700 кг на орбиту высотой до 500 км. Носитель - всё та же Р-7, ничего другого у нас тогда не было. Управляемый спуск начинался с высоты 40 км, при этом достигалась величина бокового маневра 100 км.
Задача создания ракетоплана - в 1950-е годы у нас это был официальный термин - вдохновила и патриарха отечественной авиации Андрея Николаевича Туполева. С 1957 года в его КБ велись работы по теме "Звезда". Аппарат назывался Ту-136, основой для его проектирования стал опыт, полученный при разработке беспилотного планирующего самолета Ту-130. Последний фактически был головной частью боевой баллистической ракеты. Благодаря тому, что его клиновидный фюзеляж и небольшое крыло обеспечивали создание подъемной силы, он позволял резко увеличить дальность стрельбы всей ракетной системы по сравнению с обычными ГЧ баллистического падения. При этом Ту-130 рассчитывался на скорость М = 10, что было уже приближением к области скоростей воздушно-космического самолета.
Туполевская программа отличалась хорошей продуманностью, четким поэтапным планом - от твердотопливных моделей со скоростями до 2, 5 км/с до одновиткового космоплана с почти космической скоростью 7, 92 км/с.
Наконец, в 1960 году в тему вошел Владимир Челомей, чья организация к тому времени обогатилась коллективами Мясищева и Цыбина. Он тоже "расписал" многоэтапную программу "нашего ответа "Дайна Сору". В плане были маневрирующие спутники для разведки и инспекции космических объектов противника. Поначалу это были конические гиперзвуковые капсулы с аэродинамическими поверхностями для управления на атмосферном участке спуска. В 1963 году, когда в его КБ был сделан проект мощного носителя УР-500 ("Протон"), эта линейка пополнилась крылатым космопланом. Проекты Челомея подразумевали наличие собственных двигателей для маневрирования в космосе и схода с орбиты, а также оружия "космос-космос".
Все отечественные проекты ракетопланов того периода остались на бумаге, за исключением первых прототипов Челомея. В 1961 году ушел в космос на ракете Р-12 конус весом 1, 75 т с восемью аэродинамическими щитками. Ему удалось на собственных двигателях достичь высоты 405 км, начиная с тех 200 км, куда его доставил носитель. Он совершил посадку на парашюте, но оказался поврежденным при входе в атмосферу. Через два года был испытан похожий аппарат, только с числом щитков, уменьшенным до четырех.
В следующем году Челомей показал командованию ВВС проекты ракетопланов со складным крылом - беспилотного 6, 3-тонного Р-1 и пилотируемого 8-тонного Р-2. Но в том же году был снят со своих должностей Н. С. Хрущев, и крылатым орбитерам Челомея пришлось остаться на бумаге...
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||