«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 12% |
В письме к Репину в 1899 году Горький писал: "Бог создает соловья, паука и слона, и блоху - и всюду он великий творец, и во всем он художник". Но миновали эпохи богов, наступило безрадостно-серое время тщеславных писарей, истерически взвизгнула слава имен одиозных, имен неприятных, нежелательных, нашедших наконец-то смысл жизни в низвержении штанов и в геометрической демонстрации расстегивания кнопок на нижнем белье. Не самая ли опасная болезнь сексуальных радикалов - окончательное подтачивание загнившего яблока Адама и Евы, которое они догрызают уже в обезумелом ожидании не любви и не подобия любви, а конца рода человеческого?
Высокие истины, в том числе и любовь, не имеют ни малейшего права позволять себе сатанинской гнусности, хотя в нынешние времена общемировой вседозволенности, лжи, развращенности и коварства сатану изгнать вовсе не легко, ибо он всегда и во всякую минуту прячется за крестом. И своим прикасанием к нему загрязняя, опачкивая и подтачивая символ нерушимого.
Россия - не страна чудес, но где-то там, в запредельной дали от нас, за звездами, они, вероятно, есть, и в той трудно вообразимой нами бесконечности мы можем увидеть грешницу Магдалину, которая своими золотыми волосами обтирает ноги Христа.
Над величайшей литературой России, над всей отечественной культурой теперь лежит кривая тень. Можно ли ее выпрямить, не выпрямив источник этого уродства? Бог иногда медлит правосудием, но оно в конце концов приходит... Если мы будем смотреть на тиранию башенных часов, считая неуклонное движение стрелок гордой поступью государства в землю обетованную, то, живя в наивной надежде, мы никогда не избавимся от несчастий.
Государство - это не диктат стрелок, а внутренний механизм, он, механизм, состоит из имущих власть и не имущих власть, которые в спокойном отчаянии покорно разрешают произвольно передвигать стрелки некомпетентным правителям, притворяющимся, что ведут нас поступательно вперед к благоденствию, в рай, а в действительности - планомерно толкают к гигантскому кладбищу, к вымиранию русского народа. И это одно из невиданных чудес России, чего нет ни в одной из стран земного шара: самоубийство народа, то есть безропотно, послушно и добровольно принимаемая собственная гибель, своего будущего, своих детей и внуков. Наш народ утратил (как? каким образом?) две от века ему свойственные крайности: безрассудство самоотверженности и достоинство мудрости.
И все-таки, что бы ни было... есть у нас несравнимые ни с какими другими чудеса. Это мощное наше искусство, в первую очередь - литература. Серьезные романы (а их немного выходит в свет, заслоненный изделиями неизвестных гениев) с персонажами, наделенными чувством достоинства, сопротивления измене и лжи, не показного, а настоящего мужества, чуждые всякого рода уничижительного приспособления в дьявольских чертогах сладкой жизни, которая, как известно, чересчур быстротечна, какой бы сладкой она ни была.
Толстому и Достоевскому удалось проникнуть в лабиринты славянской души. Широко почитаемый на Западе Джойс завещал роль художника-беглеца, преданного только одному Отечеству - миру идей.
С каким бы уважением я ни относился к Джойсу, но, тем не менее, непоколебимо убежден, что в художественной веши, кроме бесспорного мастерства, главное - умение мыслить, чувствовать, любить, ненавидеть и воображать. Кстати, вряд ли можно выдумать то, чего нет в жизни. Литература - не копия действительности, между тем воображение - реальность. Кто получает удовольствие от очарования вымысла и тот, кто скучает над тусклым текстом приземленного бытового романа, - истинный и преданный читатель, ценитель словесности.
Все мы давно знаем, что главный герой романа - Время. Оно властвует и царствует над всем, и именно оно, приобретя сейчас трагические тона, определяет характеры наших героев и наши сюжеты. Как бы ни казались современные романы печальны, грустны, их мысли, их идеи, их мужество, сопротивление, кровь и следы слез на их страницах не исчезают бесследно вместе с уходом автора из земного мира. Талантливая книга, исполненная художества (искренность и правда), - нетленный документ века, равный истинному историческому исследованию.
Я уверен, что величайшую книгу напишет тот, кто познает человека в преодолении, как познавали его Толстой и Бальзак в свою эпоху. Кто он, гений? Гомо новус? Нет, это будет долготерпеливый реалист, один из восьми современных первоклассных прозаиков, кто составляет бесподобную нашу литературу, исповедующий кантовский категорический императив: "Надо мною звездное небо, а в груди у меня нравственный закон".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||