«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%


         В письме к Репину в 1899 году Горький писал: "Бог создает соловья, паука и слона, и блоху - и всюду он великий творец, и во всем он художник". Но миновали эпохи богов, наступило безрадостно-серое время тщеславных писарей, истерически взвизгнула слава имен одиозных, имен неприятных, нежелательных, нашедших наконец-то смысл жизни в низвержении штанов и в геометрической демонстрации расстегивания кнопок на нижнем белье. Не самая ли опасная болезнь сексуальных радикалов - окончательное подтачивание загнившего яблока Адама и Евы, которое они догрызают уже в обезумелом ожидании не любви и не подобия любви, а конца рода человеческого?
         Высокие истины, в том числе и любовь, не имеют ни малейшего права позволять себе сатанинской гнусности, хотя в нынешние времена общемировой вседозволенности, лжи, развращенности и коварства сатану изгнать вовсе не легко, ибо он всегда и во всякую минуту прячется за крестом. И своим прикасанием к нему загрязняя, опачкивая и подтачивая символ нерушимого.
         Россия - не страна чудес, но где-то там, в запредельной дали от нас, за звездами, они, вероятно, есть, и в той трудно вообразимой нами бесконечности мы можем увидеть грешницу Магдалину, которая своими золотыми волосами обтирает ноги Христа.

* * *


         Над величайшей литературой России, над всей отечественной культурой теперь лежит кривая тень. Можно ли ее выпрямить, не выпрямив источник этого уродства? Бог иногда медлит правосудием, но оно в конце концов приходит... Если мы будем смотреть на тиранию башенных часов, считая неуклонное движение стрелок гордой поступью государства в землю обетованную, то, живя в наивной надежде, мы никогда не избавимся от несчастий.
         Государство - это не диктат стрелок, а внутренний механизм, он, механизм, состоит из имущих власть и не имущих власть, которые в спокойном отчаянии покорно разрешают произвольно передвигать стрелки некомпетентным правителям, притворяющимся, что ведут нас поступательно вперед к благоденствию, в рай, а в действительности - планомерно толкают к гигантскому кладбищу, к вымиранию русского народа. И это одно из невиданных чудес России, чего нет ни в одной из стран земного шара: самоубийство народа, то есть безропотно, послушно и добровольно принимаемая собственная гибель, своего будущего, своих детей и внуков. Наш народ утратил (как? каким образом?) две от века ему свойственные крайности: безрассудство самоотверженности и достоинство мудрости.
         И все-таки, что бы ни было... есть у нас несравнимые ни с какими другими чудеса. Это мощное наше искусство, в первую очередь - литература. Серьезные романы (а их немного выходит в свет, заслоненный изделиями неизвестных гениев) с персонажами, наделенными чувством достоинства, сопротивления измене и лжи, не показного, а настоящего мужества, чуждые всякого рода уничижительного приспособления в дьявольских чертогах сладкой жизни, которая, как известно, чересчур быстротечна, какой бы сладкой она ни была.
         Толстому и Достоевскому удалось проникнуть в лабиринты славянской души. Широко почитаемый на Западе Джойс завещал роль художника-беглеца, преданного только одному Отечеству - миру идей.
         С каким бы уважением я ни относился к Джойсу, но, тем не менее, непоколебимо убежден, что в художественной веши, кроме бесспорного мастерства, главное - умение мыслить, чувствовать, любить, ненавидеть и воображать. Кстати, вряд ли можно выдумать то, чего нет в жизни. Литература - не копия действительности, между тем воображение - реальность. Кто получает удовольствие от очарования вымысла и тот, кто скучает над тусклым текстом приземленного бытового романа, - истинный и преданный читатель, ценитель словесности.
         Все мы давно знаем, что главный герой романа - Время. Оно властвует и царствует над всем, и именно оно, приобретя сейчас трагические тона, определяет характеры наших героев и наши сюжеты. Как бы ни казались современные романы печальны, грустны, их мысли, их идеи, их мужество, сопротивление, кровь и следы слез на их страницах не исчезают бесследно вместе с уходом автора из земного мира. Талантливая книга, исполненная художества (искренность и правда), - нетленный документ века, равный истинному историческому исследованию.
         Я уверен, что величайшую книгу напишет тот, кто познает человека в преодолении, как познавали его Толстой и Бальзак в свою эпоху. Кто он, гений? Гомо новус? Нет, это будет долготерпеливый реалист, один из восьми современных первоклассных прозаиков, кто составляет бесподобную нашу литературу, исповедующий кантовский категорический императив: "Надо мною звездное небо, а в груди у меня нравственный закон".

* * *

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100