«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 38%


         Итак, наши пути разошлись. Уже в зрелом возрасте я однажды встретил Макса. Он получил аттестат об окончании школы, но должен был оставить профессию столяра, которую получил в этой самой школе, из-за несчастного случая, лишившего его нескольких пальцев на руке. Позже он работал продавцом и маляром. Но, несмотря ни на что, он был таким же милым и жизнерадостным, каким я знал его и раньше. Неудача не заставила его свернуть с намеченного жизненного пути. Через некоторое время наш разговор перестал быть напряжённым, и Макс спросил меня о моей жизни: неоконченное высшее образование, школа журналистов. Внезапно он поменялся в лице и добавил: "Да, твоя жизнь должна была сложиться иначе". Он не забыл спросить и о Юргене. Неоконченное высшее образование, затем другая специальность и опять неоконченное образование, школа актёра, и вот уже долгое время, как он живёт в Париже. Я чувствовал себя ужасно, когда заканчивал рассказ о Юргене совершенно неподходящими словами: "Ему так и не удалось по-настоящему найти себя".
         Последний день школы - серьёзный перелом в жизни учащихся. До этого времени все они равны, после их судьбы предопределены. Тысячи Максов и Юргенов оканчивают начальную школу ежегодно по всей стране. И с каждым годом ситуация только ухудшается".
         Программы обучения гимназии и обычной школы построены совершенно по-разному. При попадании в обычную школу у ребёнка остаётся очень мало возможностей получить образование, формирующее целостную картину мира. В итоге, такое распределение приводит к тому, что дети в десять лет уже поставлены на определённую ступень социальной лестницы и двигаться вверх по этой лестнице практически не представляется возможным. С.Г. Кара-Мурза в своей книге "Манипуляция сознанием" так описывает западную школу:
         "Новое, буржуазное общество нуждалось в школе для "фабpикации субъектов", которые должны были заполнить, как обезличенная pабочая сила, фабpики и конторы. В этой школе Бог был заменён наукой, а в ум и даже в оpганизм ученика внедpялось новое, нужное для фабpики представление о вpемени и пространстве, разделённых на маленькие, точные и контpолиpуемые кусочки.
         На такие же контpолиpуемые частицы pазделялась масса самих учеников - всем укладом школы, системой оценок и премий, поощряемой конкуренцией. Школа, "фабpикующая субъектов", не давала человеку целостной системы знания, которая учит человека свободно и независимо мыслить. Из школы должен был выйти "добpопоpядочный гражданин, работник и потребитель". Для выполнения этих функций и подбирался запас знаний, который заранее раскладывал людей "по полочкам". Таким образом, эта школа оторвалась от университета, суть которого именно в целостности системы знания. Возникла "мозаичная культура" (в противовес "университетской"). Возник и её носитель - "человек массы", наполненный сведениями, нужными для выполнения контpолиpуемых операций. Человек самодовольный, считающий себя образованным, но образованным, именно чтобы быть винтиком - "специалист". И вот, на мой взгляд, важнейшее наблюдение: "ученики этих классов не имеют книг, только тетради. Здесь не изучают математику или литеpатуpу, а только счёт, диктанты и словарь...

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100