«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 13%


         3 ноября 1957 г. на Америку обрушилась новая весть - в космосе второй русский ИСЗ с собакой Лайкой на борту. Тут уж не выдержал и запаниковал даже министр обороны США - 8 ноября он дал команду готовить запуск американского ИСЗ ракетой "Юпитер-С" как резервный вариант на случай неудачи при запуске ИСЗ по программе "Авангард". Вот когда пригодилась предусмотрительно дальновидно заложенная на хранение ракета "Редстоун" под номером 29.
         Дата запуска первого американского ИСЗ "Авангард" массой 1,5 кг неоднократно откладывалась и, наконец, была намечена на 2 декабря 1957 г. Однако из-за технических отказов систем ракеты около 200 журналистов, телеи радиокомментаторов, прибывших на космодром, вынуждены были ждать до 6 декабря. В этот день в 11 ч 45 мин РН "Авангард" поднялась над пусковым столом на 60 см и... упала. От нее отлетел в сторону крошечный, с кулак величиной, космический первенец США и захлебнулся в тонком радиоплаче. Как в воду глядел министр обороны США! Престиж "самой лучшей американской техники" катастрофически падал.
         Пришлось идти на поклон в Редстоунский арсенал к Вернеру фон Брауну, и он оправдал надежды западного мира. Дооснащенная до ракеты "Юпитер-С" боевая ракета "Редстоун" 31 января 1958 г. успешно вывела на орбиту первый американский ИСЗ "Эксплорер-1" ("Исследователь-1") общей массой 8,21 кг (из них на приборы приходилось только 5 кг). Таким образом, работы по созданию обеих американских РН ("Юпитер" и "Авангард") уходят корнями в труды немецких специалистов времен гитлеровской Германии. В целом же надежность американских ракет-носителей была низкой. До 31 декабря 1958 г. было предпринято семь попыток запусков спутников ракетой "Авангард" (из них лишь один завершился успешно) и шесть попыток запуска спутников РН "Юпитер-С" (из них лишь три успешные).

Рис. 1.7


         Еще не раз "выручала" американцев фирма "фон Браун со товарищи". Так случилось в 1961 г. после полета Ю.А. Гагарина. Приоритет США в освоении космического пространства был окончательно утерян. Именно тогда, 5 мая 1961 г., с помощью модифицированной ракеты "Редстоун" в капсуле "Меркурий" совершил полет по баллистической суборбитальной траектории капитан III ранга ВМС США А. Шеппард, а 21 июля того же года аналогичный полет выполнил майор ВВС В. Гриссом (рис. 1.7). По существующим сейчас международным правилам такие полеты вообще не относятся к космическим.
         В дальнейшем для запуска полезных грузов в космос американцы разработали целое семейство РН, первой ступенью которых являлись боевые ракеты "Атлас", "Тор" и "Титан".
         На базе МБР "Атлас" разработаны "Атлас-B, -10B, -С, -D, -Е, -F". С помощью 111-тонной ракеты "Атлас" были выведены на орбиту первые одно-местные космические корабли "Меркурий" с американскими астронавтами на борту.
         На базе МБР "Титан" в США созданы ее модификации "Титан-2, -3", а в последующем - "Титан-3С, -3М, -34D". С помощью 154-тонной ракеты "Титан-2" были выведены в космос двухместные космические корабли "Джеминай".
         Одновременно с МБР первого поколения были созданы ракеты "Аджена", "Дельта", "Эйбл", "Центавр" и др. Используя их в качестве вторых (или третьих) ступеней к боевым МБР, американские конструкторы создали новую серию ракет для вывода грузов в космос. Наиболее известные комбинации из них: "Тор-Эйбл", "Тор-Дельта", "Тор-Аджена", "Атлас-Аджена", "Атлас-Центавр" и др. Так, например, с помощью ракет "Тор-Аджена" и "Атлас-Аджена" выведено на орбиту более 60% всех американских космических объектов (в основном в интересах Пентагона) массой от 700 кг до 4 т.
         Особого внимания заслуживает 824-тонная ракета "Титан-3С" с двумя навесными 21-метровыми стартовыми ускорителями (каждый диаметром 3 м) с РДТТ. Ракета была предназначена для вывода на орбиту высотой до 500 км объектов военного назначения массой около 14 т. Под такими объектами руководством Пентагона подразумевались спутники космической глобальной связи, засечки ядерных взрывов, а также специальные спутники для встречи на орбите и уничтожения других космических аппаратов.

Рис. 1.8


         В "зоне особого внимания" военных находился проект "Дайна-Сор" - создание гиперзвукового пилотируемого ракетоплана Х-20 (прототипа сегодняшнего "Спейс Шаттла") с полетной массой около 6,8 т (рис.1.8). Работы по одному из конкурсных проектов "Дайна-Сор" осуществлялись с ноября 1959 г. фирмой "Боинг", а полномасштабный макет ракетоплана был изготовлен в сентябре 1961 г. Предполагалось, что вывод его на орбиту может осуществляться разрабатываемыми РН "Титан-3С" или "Сатурн-1". Именно поэтому к конструкции ракеты "Титан-3С" были предъявлены жесткие требования: надежность - не более 2 отказов на 1000; готовность к старту в течение 30 сут - 30 с; точность времени старта - +2 с. Первый пуск этой ракеты состоялся в июне 1965 г.
         Еще одна разрабатываемая модификация этой ракеты - "Титан-3М" имела более мощные ракетные двигатели и предназначалась для вывода в космос пилотируемой военной орбитальной лаборатории MOL (МОЛ). Однако космическая станция так и не была построена. Проект станции МОЛ появился в декабре 1963 г. после прекращения работ по программе "Дайна-Сор". По официальным заявлениям, основной задачей станции было определение возможностей использования человека для управления боевыми космическими средствами в длительном полете. В зарубежной печати отмечалось, что с помощью станций можно будет решать ряд задач противокосмической и противоракетной обороны. По проекту, станция МОЛ представляла собой цилиндрический отсек длиной от 7,6 до 9 м и диаметром 3 м, соединенный с космическим транспортным кораблем "Джеминай" (длина - 4, а диаметр - 3 м). Общая масса станции - 11 340 кг. Предполагалось, что экипаж из двух человек будет работать на орбите в течение 2-4 недель.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100