«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 12%

За престижем на Луну


         Шок, который, по свидетельству прессы, испытали многие американцы 4 октября 1957 г. после запуска Советским Союзом первого в мире искусственного спутника Земли, оттеснил все события. "Невероятно! - сказал один из корреспондентов академику А. Благонравову, находившемуся с группой советских ученых в Вашингтоне в рамках программы Международного геофизического года. - Материалы о спутнике вытеснили всю информацию с первых полос. Мы сняли портрет чемпиона бейсбола и заменили Вашим. Этого у нас еще не бывало..."
         Ночью 4 октября в здании Пентагона и в Белом доме горел свет. В глазах американской военщины ракета, выведшая на орбиту ИСЗ, на некоторое время заслонила сам спутник. Обстановка истерии, которую умело направляли и щедро финансировали военно-промышленные круги США, подогревалась прогнозами о неотвратимой военной угрозе со стороны СССР. Правительство и военные руководители США немедленно приступили к созданию национальных стратегических ударных сил. Причем некоторые американские ученые и сейчас заявляют, что все наиболее важные шаги в области национальной научно-технической политики сделаны ими под действием страха и давления. Например, Комиссия по атомной энергии создана в критической ситуации Второй мировой войны, НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованиям космического пространства) - как ответ на запуск советского ИСЗ. (Это не соответствует действительности, так как управление было основано еще в 1915 г., а современное название получило в 1958 г.).
         Работы по освоению космоса в один день вдруг сразу стали одними из главных в деятельности правительственных и, особенно, военных органов. Уже в феврале 1958 г. при министерстве обороны США было создано управление перспективного планирования научно-исследовательских работ (ДАРПА), главной задачей которого стало руководство военными программами в космосе. Несколько позднее конгресс принял закон о преобразовании совещательного комитета по авиации в национальный комитет (ныне управление) по авиации и космическим полетам (НАСА). На основании этого же закона при президенте был утвержден Совет по аэронавтике и космическим полетам.
         Учитывая, что эта проблема стала общенациональной (а в то время каждый американец испытывал некоторую ущемленность от того, что его страна от кого-то отстала), совет возглавил сам президент Эйзенхауэр. Думается, что в данном случае решение президента взять всю ответственность на себя пример, достойный для подражания и в наше нелегкое время. Ведь ни один политический лидер нашей страны еще никогда не брал на себя персональную ответственность за решение какой-либо отстающей, например продовольственной, программы со всеми вытекающими последствиями в случае отрицательного результата. Тут уж не обошлось бы "грозными" формулировками типа "поставлено на вид", "строго предупрежден" или "объявлен выговор" народ просто не простил бы его и не потерпел дальнейшего присутствия на этом или другом ответственном посту.
         В совет также вошли государственный секретарь (министр иностранных дел), министр обороны, председатель Комиссии по атомной энергии, директор НАСА и президент Национальной академии наук. Кроме того, президент Эйзенхауэр лично назначил членом совета вице-президента нефтяной компании "Шелл ойл" Дж. Дулитла, исходя из принципа: умеешь красиво говорить - отвечай за свои слова! (дело в том, что Дж. Дулитл, выступая в средствах массовой информации, обратился к народу Америки со словами: "Мы, Соединенные Штаты, должны быть первыми. Если мы не затратим умственную энергию, не приложим усилия и не израсходуем требующиеся для этого деньги, тогда другая и более прогрессивная страна сделает это. Она будет господствовать в космическом пространстве и на Земле... Мы не позволим ей первенствовать!").
         А положение Америки в то время в области освоения космоса было не из лучших. В послании к конгрессу от 2 февраля 1959 г. по вопросу об освоении космического пространства президент Эйзенхауэр, ссылаясь на мнение специалистов, оценил отставание США от Советского Союза в космических исследованиях на 12-18 месяцев, заявив далее, что "... если советские темпы прогресса будут не быстрее американских, все равно этот разрыв не ликвидируется, а будет постепенно увеличиваться".
         В одном из документов, принятых палатой представителей конгресса США, констатировалось: "Программа "Авангард" была задумана в "доспутниковом" 1955 г. в обстановке неоправданного национального самодовольства в отношении технического превосходства США". Необходимость поддержания пошатнувшегося научно-технического, да и политического, престижа вынуждала Америку к скорейшему ответу на запуск советского спутника. Но вот беда - ракеты "Авангард", "Атлас" и "Тор", созданные по проектам американских ученых, пока не летали!
         Ракета "Авангард" была выполнена по трехступенчатой схеме. В качестве первой, наиболее мощной, разгонной ступени американцы использовали усовершенствованный вариант ракеты "Викинг". Последняя была создана в США на базе Фау-2 и впервые оторвалась от стартового стола 3 мая 1949 г. В качестве второй ступени применялась новая жидкостная ракета "Эйбл", а третьей - ракета "Альтаир", оснащенная твердотопливным двигателем.
         Первый экспериментальный пуск МБР "Атлас" состоялся 11 июля 1957 г. и закончился неудачей. Только на 15-м пуске (29 ноября 1958 г.) была достигнута расчетная дальность 10.200 км.
         Ракета "Тор" разрабатывалась на базе МБР "Атлас". Специалисты ВВС изучали возможность использования ее в качестве первой ступени составной ракеты для запуска не только ИСЗ, но и автоматических лунных станций. Первый испытательный пуск ракеты состоялся 17 августа 1958 г. и закончился неудачей - ракета взорвалась через 77 с после старта. Не принесли утешения и два последующих пуска. Только в дальнейшем ракета-носитель, созданная на базе ракеты "Тор", стала "рабочей лошадкой" американской космонавтики. Она запускалась в различных модификациях свыше 150 раз - больше, чем какая-либо другая американская ракета. (Кстати, эксплуатирующаяся до настоящего времени РН "Дельта" - не что иное, как одна из модификаций ракеты-носителя "Тор").

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100