«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 14%


         К слову, 8 декабря 1967 г. в авиационной катастрофе близ авиабазы Эдвардс (штат Калифорния) погиб майор Роберт Лоуренс - единственный в те годы негр среди американских астронавтов. Он был одним из 16 летчиков-астронавтов, готовившихся по программе МОЛ.
         Для вывода в космос различных грузов как военного, так и коммерческого назначения РН "Титан-3С" в 1970-х гг. была усовершенствована. На ее базе была создана новая ракета "Титан-34D", по внешнему виду почти не отличающаяся от своего прародителя, однако с лучшими характеристиками по тяге и надежности. Кстати, РН "Атлас-Аджена", разработанная в начале 1960-х гг., до сих пор служит надежным средством для вывода грузов в космос. Отработанная "как телега" (так уважительно-профессионально шутят о нашем действительно надежнейшем носителе "Восток"(Р-7) стартовики в Байконуре), РН "Атлас-Аджена" является несомненным конструкторским достижением американских ракетостроителей.
         Но вернемся к 1961 г. Тогда масса грузов, выводимая американцами на околоземную орбиту, не шла ни в какое сравнение с массой, выводимой мощными советскими ракетами - факт отставания был налицо. Догнать СССР в осуществлении околоземных полетов означало лишь повторить все то, чего достигли советские ракетостроители. Поэтому американцы решили восстановить неожиданно для них утраченное превосходство, осуществив пилотируемую программу изучения Луны. "Я убежден, - сказал президент США Джон Кеннеди 25 мая 1961 г. на совместном заседании сената и палаты представителей, - что наша страна должна взять на себя обязательство еще до истечения нынешнего десятилетия высадить человека на Луну с благополучным возвращением на Землю... Ни один другой космический проект в этот период не произведет на человечество более сильного впечатления".
         Проектирование сверхмощной РН было поручено конструкторскому бюро во главе с Вернером фон Брауном, имевшим хороший "задел" в области создания ракет такого класса.
         Для реализации программы "Аполлон" на базе Редстоунского арсенала был создан научно-исследовательский Центр имени Маршалла с уникальной по сей день экспериментальной базой для огневых испытаний ракетных блоков и динамических испытаний собранной РН в подвешенном состоянии. Штат центра в пиковый период (1966 г.) достигал 8.000 человек вместе с его директором Вернером фон Брауном.
         Тогда же был создан Центр для подготовки астронавтов со штатной численностью около 5.000 человек.
         И снова фон Браун не подвел! В его конструкторском центре была создана целая серия ракет нового семейства "Сатурн". И вновь его подход в деле создания новых систем был рассчитан точно: в первой ракете семейства "Сатурн-1" были заимствованы элементы ракеты "Юпитер", что во многом предопределило успех ее испытаний. Затем, отработав ракету "Сатурн-1", он взял с нее одну готовую ступень и, добавив к ней новую, создал РН "Сатурн-1B". Отработав эту ракету, он вновь берет ее готовую ступень и устанавливает на "Сатурн-5". Всего в рамках мирной космической программы "Аполлон" (что для фон Брауна было впервые в сознательной жизни) было создано три типа ракет - "Сатурн-1", "Сатурн-1B" и "Сатурн-5".
         Ракета-носитель "Сатурн-1" - двухступенчатая, 56-метровая, с наибольшим диаметром 6,6 м и массой 524 т - стартовала 27 октября 1961 г. Ракета была предназначена для отработки технологии производства (общих для последующих модификаций) узлов и деталей, а также для тренировки обслуживающего персонала.
         Ракета-носитель "Сатурн-1B" - двухступенчатая, 65-метровая, того же диаметра, но массой уже 580 т - стартовала в феврале 1966 г. и была предназначена для летных испытаний отдельных отсеков космического корабля "Аполлон".
         Ракета-носитель "Сатурн-5" - трехступенчатая, 110-метровая, с наибольшим диаметром 10 м и массой 2800 т - стартовала 9 ноября 1967 г. и была предназначена для доставки на орбиту Земли 140-тонной системы и последующего вывода на траекторию полета к Луне 43-тонного трехместного космического корабля "Аполлон", состоящего из командного, двигательного и лунного отсеков. Стоимость изготовления и запуска одной такой ракеты составляла 125 млн долларов.
         Нет, не случайно журнал "Лайф" назвал фон Брауна "новым открывателем Вселенной", не случайно в набранных жирным шрифтом газетных заголовках рядом с его именем стояли слова "Прометей Америки", не случайно за заслуги перед Пентагоном он был награжден несколькими высшими орденами Соединенных Штатов Америки. Говорят: о мертвых - или хорошо, или ничего. В случае с фон Брауном этого сделать невозможно. Умерший в 1977 г. Вернер фон Браун как конструктор был гениален. Как человек - личность малопривлекательная, предающая своих друзей, легко меняющая хозяев, ненавидящая людей другой идеологии. Странно, но именно он стал национальным героем Америки. Тогда вызывает недоумение, почему в НАСА начала 1980-х гг. не любили, когда интересовались национальностями ее служащих, - ведь двое из трех директоров, ответственных за осуществление программы по пилотируемым космическим кораблям, были немцами. На этом закончим о Вернере фон Брауне, хоть он и не раз еще встретится на страницах книги.
         Вместо справки. Судить о том, насколько деловиты и предприимчивы американцы, можно по тому, что около 10% всех научных и инженерных кадров (причем наиболее квалифицированная часть) вплоть до 1960-х гг. в США формировалась путем "импорта умов" из других стран. Практика временного приглашения высококвалифицированных специалистов существовала и в нашей стране в первые годы Советской власти. Именно с помощью высокооплачиваемой (в 4-5 раз по сравнению с нашими "спецами") иностранной технической интеллигенции было возрождено наше машиностроение - построены Горьковский автомобильный, Сталинградский тракторный и многие другие крупнейшие предприятия.
         И, напротив, импортируемая Советским Союзом в недавнем прошлом "рабочая сила" (например, граждане Вьетнама) не имела никакой квалификации, была часто физически ослаблена, поэтому о ее заработках говорить не приходится. Не приходится говорить и о предоставляемом ей жилье, так как жилищное "обитание" многих советских граждан оставляет желать лучшего. Отсутствие многих социальных прав (даже рождение ребенка автоматически ведет к разрыву контракта и насильственному возвращению на родину) делает пребывание этих "искателей счастья" в нашей стране невыносимым, а в ряде случаев - приводит к возрождению "импортной" преступности (как будто нам своей не хватает!). Похоже, что "импорт по-русски", на который охотно откликнулись за рубежом, нам горько аукнется.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100