«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 5% |
Сегодня никто не ставит под сомнение утверждение, что первые ракеты появились в Китае. Иногда только спорят о том, когда началось их боевое применение. Некоторые исследователи утверждают, что это случилось в Азии в 1232 г, а в Европе - в 1380 г. Однако массовое применение ракет в военном деле уходит корнями в прошлый век. Еще в 1823 г. существовал прусский ракетный корпус, на вооружении которого были пороховые ракеты. Но в 1883 г. он был расформирован вместе с исследовательским бюро по ракетной технике. Причина одна - низкая точность попадания пороховых ракет по сравнению с артиллерийскими системами с нарезными стволами.
Мировая бойня, вспыхнувшая в 1914 г., заставила искать новые средства для борьбы с противником. Поэтому не случайно в 1918 г. кайзеровский офицер Рудольф Небель, пилотируя самолет-истребитель, запустил с него по объектам противника две построенные им небольшие ракеты. Однако проигрыш Германии в Первой мировой войне положил конец развитию нового оружия. Ведь согласно V разделу Версальского мирного договора артиллерия будущей Германии могла иметь не более 204 полевых орудий калибра 77 мм с комплектом снарядов к каждому не более 1000 и 84 полевые гаубицы калибра 105 мм с боекомплектом не более 800 снарядов. Но лазейку в любом договоре при желании все же можно найти. И она нашлась - ведь производство, хранение и применение ракет (а они в договоре не были оговорены как боеприпасы) не были категорически запрещены.
В 1930 г. Рудольф Небель построил в предместье Берлина ракету с жидкостным двигателем, старт которой положил начало совершенствованию ракетного оружия. Для рекламы своих ракет Р. Небель не только обратился с просьбой о пожертвованиях для развития нового оружия к немецким промышленникам, но и пригласил "автомобильного короля" США Генри Форда посетить полигон для испытания ракет. И Форд откликнулся на это предложение - в октябре 1930 г. он прибыл на громко названный "первый ракетодром мира". Вслед за этим американские бизнесмены предложили Рудольфу Небелю миллион марок, если он организует демонстрационный запуск 30 ракет в США. Так начался ракетный бизнес.
В 1931 г. инженеры Небель и Ридель запатентовали совместное изобретение - "Реактивный двигатель на жидком топливе", а к концу этого же года группа Небеля испытала 87 малых ракет, одна из которых, "Мирак-2", поднялась на высоту 60 м.
Именно в этом году начала всходить звезда 19-летнего немецкого студента, обучающегося на машиностроительном факультете Цюрихской высшей технической школы, барона Вернера фон Брауна. По протекции барона-папы, конечно, который обладал огромной политической и финансовой властью, Вернеру нашлось теплое местечко в Берлине. Договорившись с начальником армейской инспекции по вооружению, что тот "возьмет под крылышко" младшего фон Брауна, фон Браун-старший предопределил будущую карьеру сына. В 1931 г. Вернер переводится в Берлинскую высшую техническую школу и одновременно с учебой выполняет обязанности подсобного рабочего у Рудольфа Небеля.
Руководитель группы по жидкостно-реактивным ракетам отдела баллистики Управления вооружений армии 35-летний инженер-машиностроитель капитан Вальтер Дорнбергер приметил этого подающего надежды студента. В 1932 г. он рекомендовал ему баллотироваться в члены правления "Союза межпланетных сообщений" - сугубо мирную организацию ученых-исследователей. Как говорится, дело выгорело, и Управление вооружений приобрело надежного и усердного агента в Союзе, представляющем для него огромный интерес. Благодарность не замедлила последовать - 1 октября 1932 г. 20-летний недоучившийся студент был назначен референтом в группу Дорнбергера.
Лишь в 1934 г. 23-летнему барону был вручен диплом доктора философии. Событие, на первый взгляд, прямо скажем, ординарное: очередной выходец из дворянской семьи получил высшее образование. Однако диссертация вновь испеченного "философа" была в течение десятилетий строго засекречена, так как посвящалась теоретическим обоснованиям преимуществ ракет с жидкостными двигателями над ствольной артиллерией и авиацией.
Любопытны обстоятельства "защиты" этой диссертации. В феврале 1934 г. начальник отдела баллистики полковник Беккер и капитан из отдела военной разведки ("Абвера") появились на квартире Хорна - декана философского факультета университета Фридриха-Вильгельма. По-военному четко Беккер сразу же объяснил цель прихода: необходимо "провести" защиту некой диссертации, содержание которой в интересах рейха должно быть сохранено в строжайшей тайне, причем ни профессорско-преподавательский состав, ни тем более студенты не должны ничего об этом знать. Профессор Хорн, специальностью которого была английская литература, выразил сомнение по поводу такого необычного предложения. Но Беккер в довольно раздраженном тоне заметил, что командование рейхсвера уже получило согласие ректора университета. Устоять было невозможно - ведь Гитлер уже искоренил инакомыслящую интеллигенцию Германии, и 27 июня 1934 г. под дипломом, утверждавшем Вернера фон Брауна в ученом звании доктора философии, появились подписи ректора Фишера и декана Хорна. Таким образом, докторскую степень (по нашей классификации - специалист с высшим гуманитарным образованием) фон Брауну присвоила практически армия. Недаром начальник отдела исследований управления вооружения генерал-майор Эрих Шуман при казал немедленно докладывать в отдел военной контрразведки о каждом человеке, который будет интересоваться диссертацией фон Брауна. Кстати, позднее барон удостоился и диплома доктора естественных наук.
В начале 1930-х гг. на артиллерийском полигоне в Куммерсдорфе, в 27 км от Берлина, была создана "Испытательная станция Вест". Даже офицеры полигона не знали, чем занимается там капитан Дорнбергер вместе со штатскими специалистами - богатырски сложенным инженером Вальтером Риделем, доктором философии Куртом Вамке (защитившем диссертацию по теме "Исследование истечения газов через цилиндрические сопла", не имевшую даже отдаленного намека на философию), техниками Артуром Рудольфом, Генрихом Грюновым и студентом, а затем и доктором Вернером фон Брауном. Только часто на территории станции раздавались взрывы (как выяснилось позже, ракетные двигатели "не шли"). Это обстоятельство нервировало высшее руководство, выражавшее недовольство медлительностью работ, расходы на которые возрастали явно не пропорционально достигнутым успехам.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||