«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 77%


         Например, из города Сафоново Смоленской области в Калининград, минуя Москву, ходил прямой поезд. В случае введения визового режима жители Сафоново должны были сначала отправиться за визой в литовское консульство в Москве (это семь часов поездом), отстоять там несколько дней в очередях (при этом ещё где-то организовать себе ночлег в столице), вернуться тем же поездом в Сафоново, и только после этого они могли сесть на прямой поезд в Калининград. Стоимость поездки в Калининград с учётом "крюка в Москву" и обратно, а также консульских сборов и стоимости проживания в Москве, возрастала в два-три раза. Для пенсионера это означало запредельные расходы и попрание человеческих прав. Причём количество таких "провинциалов", направляющихся транзитом в Калининград к своим родственникам, оказалось не менее 50-60 тысяч человек в год. Эта цифра означала массовое нарушение прав человека.
         К концу весны 2002 года переговоры дипломатов России и Евросоюза по калининградскому вопросу окончательно зашли в тупик. В поведении Путина я заметил крайнее раздражение ходом дела. Он предчувствовал надвигающееся на страну публичное унижение и не знал, как его избежать. "От того, как будет обеспечен транзит людей и грузов между Калининградской областью и Россией, без преувеличения будет зависеть будущее отношений России и Евросоюза", - заявлял тогда президент России, отмечая, что предложения Москвы "пока не находят понимания": "После того как состоялись похороны холодной войны, возвращение к таким подходам непонятно". До введения литовских виз для транзитных пассажиров в Калининград оставалось всего полгода, рычагов давления на Брюссель в Кремле и МИДе не видели, и все думали над тем, как объяснить гражданам России очередное внешнеполитическое поражение страны, на сей раз задевающее права миллионов граждан на передвижение по собственной стране. Мало того, что вся Восточная Европа, ещё вчера открытая для посещений, отправила наших граждан выстаивать изнурительные очереди за визами, так теперь ещё и к себе домой без платной визы не проедешь.
         России нужно было найти иную стратегию переговоров и, подобно "Медному всаднику" - Великому Петру, вновь "прорубить окно в Европу". Обложившись пачками документов, сотрудники аппарата Комитета Госдумы по международным делам принялись изучать шенгенское законодательство с целью найти в нём внутренние противоречия и зацепки, которые мы могли бы использовать в продвижении нашей позиции.
         Вместо бесхитростного официального лобового подхода мы решили использовать приобретённый нами в ПАСЕ опыт парламентского "крючкотворства", так, чтобы бюрократам Еврокомиссии крыть было нечем. Кто-то из нас предложил применить против евробюрократов их же излюбленное оружие - тему защиты прав человека - и перевести камерные дипломатические переговоры в широкую публичную правозащитную дискуссию.
         Сама стратегия на переговорах с ЕС по Калининграду предполагала решение двух задач.
         Во-первых, мы предложили рассматривать возможность решения вопроса о калининградском транзите с точки зрения перспективы полного упразднения между Россией и странами ЕС визового режима. В связи с этим мы подготовили президенту проект его послания главам государств Евросоюза, который и дал старт нашему "штурму" Брюсселя и Вильнюса.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100