«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 9%

Бандитская мода


         Впервые такое понятие, как "бандитская мода", стало широко применяться в нашей стране в 20-30-е годы. В то время в криминальном мире правили две равнозначные группировки: "жиганы" и "урки". Первая появилась на свет во времена нэпа и состояла из самого разномастного народа: налётчиков-громил, аферистов, проворовавшихся торгашей, матросов-кронштадцев, беспризорников и т. д. Само слово "жиган" на воровском жаргоне означало "молодой и дерзкий вожак". А вот такое понятие, как "жиганить", переводилось как "щеголять", что весьма определённо характеризовало новую касту российских преступников. "Жиганы" любили красиво и модно одеться, и само их поведение на людях было устремлено в одну сторону - выделиться. Ярким представителем жигановского "братства" мог стать знаменитый налётчик Ленька Пантелеев, не оборви пуля чекиста его жизнь в 1923 году, когда клан "жиганов" только создавался. Од нако легко представить, каких высот достиг бы этот дерзкий преступник, окажись он не в питерском морге, а в одном из лагерей ГУЛАГа.
         Вторая группировка - "урки" - объединяла в себе большинство профессиональных преступников, в основном воров. Ещё на воровском жаргоне XIX века это слово означало "крупный и дерзкий вор" или "законный вор". В отличие от "жиганов", молодых и наглых, которых развратил нэп, "урки" были плотью от плоти своего народа, забитого и раздавленного большевиками. Им была чужда всякая роскошь, и поэтому в качестве своей форменной одежды "урки" избрали мужицкий вариант: сапоги в гармошку, так называемые "прохоря", заправленные в них брюки, пиджак, на шее шарф и на голове синяя кепка-восьмиклинка с небольшим козырьком (малокозырка). Единственным чужеродным элементом в этом костюме была золотая фикса на одном из зубов, но она, судя по всему, была выбрана специально: мол, хоть и мужик, да не простой. Когда "урки" в 30-е годы подчинили себе "жиганов", именно этот вариант одежды окончательно утвердился в преступном мире тогдашней России. Затем он иногда "разбавлялся" элементами других костюмов: например, в 50-е годы на смену "прохорям" вновь пришли морские мотивы - брюки клёш и тельняшка, тот самый стиль, который практиковали "жиганы" в 20-е годы (эти атрибуты им "подарили" матросы-кронштадтцы, которые влились в лагеря после 1921 года).
         Собственно, как и "жиганы", "урки", а затем и воры в законе умели с шиком носить свою одежду. Несмотря на то что внешний вид вполне мог привлечь к себе внимание оперов, вор всячески старался выделиться в окружающей его среде. Каждый элемент его одежды играл свою особую роль и всегда служил одному - подчеркнуть достоинство своего хозяина. Неряшливо одетый вор в законе был таким же нонсенсом, как и некрасивая модистка. Надвинутая на глаза кепочка, лихо "загармошенные" и начищенные до блеска сапоги, модный шарф и золотая фикса в углу рта - вот типичный портрет преступного главаря того времени. В дополнение к этому следует отметить особую походку, жестикуляцию и татуировку, в изобилии имевшуюся на его много повидавшем и познавшем всякое теле.
         Особая манера одеваться и вести себя в обществе преследовала для вора не только представительские цели, но и вербовала сторонников в молодёжной среде. Один вор в законе мог самостоятельно привлечь под свои знамёна до нескольких десятков мальчишек, которые преданно смотрели ему в рот и повиновались беспрекословно. По словам телеведущего Льва Новожёнова: "В нашем дворе в начале 60-х дети не хотели быть космонавтами, а все мечтали быть ворами".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100