«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 8% |
Однако уже в 60-е годы на смену ворам "ужасным" приходит иной тип кинопреступника, который хоть и был жесток, однако обладал и некоторыми чертами привлекательности. Вспомним того же Владислава Дворжецкого в роли Графа в фильме "Возвращение "Святого Луки" или Кирилла Лаврова в роли вора Жмакина в фильме "Верьте мне, люди!". Но дальше всех пошёл Василий Шукшин, который сумел гениально вписать своего вора-рецидивиста Егора Прокудина в добропорядочную гражданскую жизнь. Таких воров мы, честно говоря, ещё не видели. Именно поэтому В. Шукшин стал первым представителем советской творческой интеллигенции, с кем воры в законе тогдашней поры вступили в эпистолярную полемику. Поводом же к ней послужил финал фильма, когда вор Губошлёп расправляется с Прокудиным за то, что последний "завязал" с преступным прошлым. На самом деле в "кодексе" воров такой поступок ничем не карался и "завязавший" вор мог жить как ему заблагорассудится.
Настоящий всплеск интереса к блатной "фене" (жаргону) испытали мы в 1972 году, когда на экраны страны вышел фильм "Джентльмены удачи". Однако вряд ли кто посмеет заподозрить создателей фильма в целенаправленной пропаганде блатного образа жизни. Дело как раз обстояло наоборот. Подобный непредсказуемый результат произошёл в середине 60-х, когда советские руководители закупили у французов три серии фильма "Фантомас". Результат - всплеск молодёжной преступности.
Бывших советских писателей, в отличие от кинематографистов, трудно уличить в пропаганде воровской идеологии. Более того, именно такие писатели, как А. Адамов, Ю. Семёнов, братья Вайнеры, "родили" в СССР "милицейский роман".
С музыкой дело обстояло несколько иначе. Официальная эстрада в этом отношении была девственно чиста. Однако в те годы существовала и альтернативная музыка, ярким представителем которой был, например, Владимир Высоцкий. С 1961 по 1965 год большая часть его песенного репертуара состояла именно из блатных песен. И хотя вызвано это было в первую очередь желанием противопоставить себя эстрадному официозу, однако большинство слушателей этого так и не поняли. Поэтому даже когда в середине 60-х В. Высоцкий перестал исполнять блатные песни, ореол блатного певца витал над ним до самой смерти.
После В. Высоцкого эстафету подобного рода песен подхватили у нас Аркадий Северный, Александр Розенбаум, Александр Новиков. Никогда не звучавшее с высоких подмостков песенное творчество этих исполнителей в народе пользовалось огромной популярностью. Вообще блатная тематика в эстрадном отечественном искусстве взяла свой разбег именно в 70-80-е годы. И огромную популярность ей создавало то, что она всегда числилась в разряде запрещённых, а, как известно, запретный плод сладок.
И всё-таки вся эта блатная кино- и эстрадная экзотика в те годы варилась в собственном соку, была как бы на обочине тогдашней жизни. Она, конечно, нравилась определённой части молодёжи, но "совратить" её по-настоящему не могла, так как преступник в советском обществе всё равно оставался изгоем. С середины 80-х ситуация в этом плане поменялась в противоположную сторону, когда преступник впервые получил возможность стать хозяином жизни. Тогда же появилось и соответствующее кино - "Воры в законе" (назвать фильм подобным образом пять лет назад было делом немыслимым), отреагировала на новую ситуацию и эстрада. Сначала были востребованы старые песни, такие, как "Лимончики", "Ах, Одесса!" и даже "Мурка". Однако так было недолго. Нынешний преступный мир России являет собой нечто иное, чем то, что было в 60-80-е годы. Теперь они именуют себя "братва" и требуют новых, соответствующих их облику и образу жизни, песен. И эти песни рождаются и звучат с самых высоких подмостков, вызывая у кого-то восторг, а у кого-то возмущение. Бороться же с подобным творчеством бесполезно, так как его рождает та среда, которая становится у нас доминирующей. Уйдёт среда - уйдут и её прославите ли.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||