«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 49%


         Все это вместе взятое составляет треть книги. Если принять во внимание более мелкие повторы, этот показатель приблизится к 40 % всего текста. А если исключить из "Архипелага" тот материал, который был написан после 1967 г., т. е. если рассматривать только текст первой редакции книги, этот коэффицент составит почти 50%. Особенно велико дублирование в пятой части. Из двенадцати ее глав девять полностью и две частично дублируются в других частях "Архиплага". Это более 80 % ее содержания. Как будто бы под одной обложкой искуственно соединены два "Архипелага", которые писались по схожей схеме, но разными авторами.
         При знакомстве с книгой в глаза бросются не только "неуданые выражения", "частые повторы" и "рыхлость" текста. В печати уже отмечено, что для "Архипелага" характерно "противоречивое единство взаимоисключающих точек зрения" (26). Особо следует подчеркнуть, это касается не только отдельных более или менее частных проблем, но и проблем, имеющих принципиальное значение. Прежде всего единства замысла.
         По словам самого А. Соложеницына, в основу его произведения был положен "принцип последовательных глав о тюремной системе, следствии, судах, этапах, лагерях ИТЛ, каторжных, ссылке и душевных изменениях за арестантские годы" (27). Иначего говоря, "Архипелаг" мыслился автором как своеобразная энциклопедия "ГУЛАГа", которая должна была дать представление об этой системе через призму тех этапов, который проходил любой заключенный, начиная от ареста и кончая освобождением. Такой замысел действительно нашел свое воплощение в "Апхипелаге".
         Наряду с этим присутствует и другой замысел, цель которого показать историю возникновения и развития советского террора, а значит историю возникновения и развития ГУЛАГа. Причем добиться гармонического сплава этих двух замыслов автору не удалось.
         Как мы знаем, подобная трансформация первоначального замысла произошла после того, как первая редакция "Архипелага" была завершена, и в декабре 1967 г. А. И. Солженицын под до сих пор непонятно чьим влиянием начал перестраивать уже готовую конструкцию книги.
         Но дело не только в том, что в "Архипелаге" механически соединены два разных замысла. Оказывается в книге достаточно четко прослеживаются три совершенно разные концепции истории ГУЛАГа.
         Согласно одной из них, ГУЛАГ возник в начале 1920-х годах и просуществовал до середины 50-х.
         "Я - откровенничал А. И. Солженицын в 1965 г., - там (т. е. в "Архипелаге" - А.О.) себя ограничиваю. С 21 года. У меня абсолютно нет гражданской войны" (28). И действительно, одна из глав книги называется "Архипелаг возникает из моря", т. е. из Словецкого лагеря особого назначения, созданного в 1923 г., опыт которого стал распространяться на всю страну только в конце 1920 - начале 1930-х гг. (29).
         Что касается второй даты, то в первых шести частях книги нет ни одного факта, касающегося данной темы и выходящего за рамки 1956 г. Объяснение этого мы находим в следующих словах автора: "Когда Хрущев вытирая слезу, давал разрешение на "Ивана Денисовича", он ведь твердо уверен был, что - это сталинские лагеря. Что у него - таких нет. И Твардовский, хлопоча о верховной визе, тоже искренне верил, что это о прошлом, что это - кануло. Да Твардовскому простительно... Но я-то, я! - ведь и я поддался... Я тоже искренне думал, что принес рассказ - о прошлом" (30).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100