«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 45%


         В третьем разделе "Тупик цивилизации" (24) А. И. Солженицын со ссылкой на Римский клуб предсказывал, что дальнейшее развитие прогресса создает угрозу гибели цивилизации "между 2020 и 2070 годами". "...во всех случаях в первых десятилетиях XXI века, - писал он, - должна наступить массовая гибель населения: если не от остановки производства (конец ресурсов), то от избытка производства (гибель среды)" (25). На основании этого в "Письме" делался вывод: ""Прогресс" должен перестать считаться желанной характеристикой общества", так как ""бесконечность прогресса" есть бредовая мифология" (26). С учетом этого автор предлагал, отказавшись "от "необъятных интернациональных задач"" (т. е. от расширения сфер влияния за рубежом), сосредоточить усилия советской страны на освоении и разумном использовании собственной территории (27).
         Этому была посвящена четвертая часть "Письма" "Русский Северо-Восток" (28). "...наш выход один, - констатировал А. И. Солженицын, - чем быстрее, тем спасительнее - перенести центр государственного внимания и центр национальной деятельности (центр расселения, центр поисков молодежи) с далеких континентов, и даже из Европы, и даже с юга нашей страны - на ее Северо-Восток" (29).
         Пятый раздел "Развитие внутреннее, а не внешнее" содержал конкретные предложения относительно необходимой внутренней политики советского государства: ликвидацию колхозов, увеличение зарплаты, борьбу с алкоголизмом, повышение нравственности, отказ от всеобщей воинской обязанности, прекращение освоения Космоса и т. д. Последние две меры рассматривались как главный способ высвободить средства, необходимые для освоения необжитых просторов Северо-Востока (30).
         В шестом разделе "Идеология" (31) А. И. Солженицын предлагал: чтобы сделать этот поворот и в грозный час сплотить страну перед лицом китайской опасности, необходимо отказаться от марксизма. Для этого, по его мнению, было достаточно одной меры: "лишить марксизм мощной государственной поддержки, и пусть он существует сам по себе" (32). "Какой будет замечательный случай - иронизировал Александр Исаевич, - не говорю проверить, но - доказать искренность... тех, кто десятилетиями агитировал всех нас" (33).
         Последний седьмой раздел называется "А как это могло бы уложиться?" (34).
         Критикуя демократию, видя в этом еще одну причину упадка западной цивилизации, считая ее позором кадетов и социал-демократов в 1917 г., Александр Исаевич писал: "Пожалуй, внезапное введение ее сейчас было бы лишь новым горевым повторением 1917 года... Так может быть, следует признать, что для России этот путь был неверен или преждевременен? Может быть, на обозримое будущее, хотим мы этого или не хотим, назначим так или не назначим, России все равно сужден авторитарный строй?" (35).
         Давая на эти вопросы положительный ответ, А. И. Солженицын вместе с тем предлагал вождям восстановить "реальную власть советов" (36), призывал их открыть простор для свободного развития человеческой личности: "...допустите к честному соревнованию - не за власть, - за истину - все идеологические и нравственные течения, в частности все религии", "допустите свободное искусство, литературу, свободное книгопечатание - не политических книг, Боже упаси, не воззваний, не предвыборных листовок - но философских, нравственных, экономических и социальных исследований" (37).
         Вот и все, что по мнению Александра Исаевича требовалось сделать вождям, чтобы избежать возможного столкновения с Китаем, установить дружественные отношения с другими странами, придать развитию советского общества второе дыхание.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100