«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 11% |
Казалось бы, все ясно, но вот мы открываем "главный текст" "Теленка" и читаем: "...в лагере пришлось мне стихи заучивать наизусть - многие тысячи строк. Для того я придумал четки с метрическою системой, а на пересылках наламывал спичек обломками и передвигал. Под конец лагерного срока, поверивши в силу памяти, я стал писать и заучивать диалоги в прозе, маненько - и сплошную прозу. Память вбирала! Шло. Но больше и больше уходило времени на ежемесячное повторение всего объема заученного" (11).
Оставляя в стороне вопрос о том, сам ли Александр Исаевич придумал четки или же все-таки заимствовал их у литовцев, нельзя не обратить внимание на то, что в первом случае до 1950 г. (Куйбышевская пересылка) он использовал при повторении спички, во втором до экибастузского лагеря не использовал никаких вспомогательных контрольных средств. Уже одно это заставляет относиться к рассказанной А. И. Солженицыным истории о характере его литературного творчества за колючей проволокой с осторожностью. Есть в ней и другие неувязки. Допустим, Александр Исаевич действительно прятал на обыске четки в "ватной рукавице"; но это можно было делать только зимой; а где он хранил их весной, летом и осенью? Непонятно и то, для чего ему нужно было "это ожерелье" в ссылке, когда он уже не подвергался обыскам и имел возможность писать более или менее свободно.
Заставляют задуматься и некоторые особенности описанного им литературного творчества, при котором автор был лишен возможности видеть весь сочиненный текст и возвращаться по мере необходимости к отдельным его частям. В результате он не только не мог отделывать написанное, но и должен был сочинять последовательно: строку за строкой, строфу за строфой, стихотворение за стихотворением, одну главу поэмы за другой, пока не была завершена поэма, невозможно было переходить к пьесам, только после завершения одной пьесы можно было переходить к другой. Подобное творчество предполагает рационалистический склад ума, но его не может быть у поэта, у которого образы и рифмы рождаются непроизвольно, часто ассоциативно.
В связи с этим особое значение приобретает вопрос о хронологии работы над отдельными произведениями. Если обратиться к их опубликованным текстам, то до недавнего времени картина литературного творчества А. И. Солженицына выглядела следующим образом: "Лагерные стихи": 1946-1953 (12). Поэма "Дороженька" - по одним данным, начата в 1947 (13), по другим - в 1948 г (14). Поэма "Прусские ночи": 1950, Экибастуз (15). Пьеса "Пир победителей": 1951. Экибастуз, на общих работах, устно (16). Пьеса "Пленники": 1952-1953, Экибастуз на общих работах, устно, Кок-Терек (17).
Подобная последовательность была возможна только в том случае, если бы "Прусские ночи", "Пир победителей" и "Пленники" вписывались в хронологию поэмы. И действительно, имеются сведения, что "Прусские ночи" и "Пир победителей" первоначально были задуманы как восьмая и девятая главы поэмы (18). Согласуется с этим и опубликованная Н. А. Решетовской графическая схема литературного творчества А. И. Солженицына, которая была составлена им самим в 1967-1968 гг. и называется "Исторические даты" (19).
Однако далее начинаются противоречия.
25 июля 1966 г. в письме Л. И. Брежневу, А. И. Солженицын заявил, что "Пир победителей" был написан в "1948-49 гг.". (20). Ошибка в датировке событий по истечении полутора десятков лет явление распространенное, но неужели человек, обладавший феноменальной памятью, которая позволяла хранить в голове "многие тысячи строк", не мог вспомнить, работал ли он над пьесой в шарашке (1947-1950) или же в лагере (1950-1953)?
Вызывает удивление и другой факт. В "Архипелаге" Александр Исаевич рассказывает о трех случаях, когда у него изымались фрагменты его литературных произведений: из "Прусских ночей" (21), из одиннадцатой главы поэмы "Дороженька" (22), из пьесы "Пир победителей" (23) Первый случай мог иметь место осенью 1950 г. (24), второй - весной - осенью 1951 или же весной - осенью 1952 г. (25) Если уже весной 1951 г. автор работал над одиннадцатой главой, как он мог успеть за полгода не только завершить "Прусские ночи", но и написать "Пир победителей"? Если работа над одиннадцатой главой велась весной-осенью 1952 г., мог ли за следующие полгода автор закончить поэму и начать новую пьесу "Пленники"?
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||