«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 2%


         А вот что мы читаем в "Архипелаге" об отношении А. И. Солженицына к процессам "Промпартии" и "Союзного бюро меньшевиков":
         "Мне было двенадцать (1930-1931 гг. - А.О.), уже третий год я внимательно вычитывал всю политику из больших "Известий". От строки до строки я прочел и стенограммы этих двух процессов. Уже в "Промпартии" отчетливо ощущалась детскому сердцу избыточность, ложь, подстройка, но там была хоть грандиозность декораций - всеобщая интервенция! паралич всей промышленности! распределение министерских портфелей! В процессе же меньшевиков все те же были вывешены декорации, но поблекшие, а актеры артикулировали вяло, и был спектакль скучен до зевоты, унылое бездарное повторение" (50).
         В 1930 г. началась сплошная коллективизация, которая затронула и родственников Сани Солженицына. Был раскулачен и выслан за Урал брат его отца Константин Семенович, такая же участь постигла семью Ильи Семеновича (51). Обо всем этом Саня мог узнать летом 1930 г., когда вместе с матерью побывал в Георгиевске и посетил Саблю (52). Вскоре после описанных событий в феврале 1931 г. умерла мать Таисии Захаровны Евдокия (53), в 1932 г. не стало ее отца (54).
         Таким образом, происходившие в стране перемены врывались и в жизнь А. И. Солженицына. Как же он реагировал на них?
         По свидетельству Александра Исаевича, воспитанный в детстве верующим и критически относящимся к советской деятельности, он затем под влиянием официальной идеологии вместе со всеми увлекся марксизмом, и, лишь пройдя войну и лагеря, вернулся к религии, стал непримиримым противником советской власти (55).
         Когда же "общий поток" оторвал Саню Солженицына от "корней"?
         Из автобиографической поэмы "Дороженька", которая была начата в 1947-1948 гг., явствует, что Саня был "заражен" новой идеологией уже в одиннадцать лет, т. е. в 1929-1930 гг. (56), и, видимо, именно тогда его захватили "пионерские грезы о будущем святом Равенстве!" (57).
         Позднее, 5 марта 1975 г. в телеинтервью японской компании Net-Tokyo Александр Исаевич заявил: "Я рос верующим. И только в 30-е годы попал в это ужасное время, когда у нас был общий поток марксизма, всех захватывающий как ветер, как сильный ураган. Вся молодежь шла в комсомол, вся молодежь верила в Маркса и Ленина, и действительно, я не устоял, не удержался на ногах в этом потоке. Так было десятилетие перед войной" (58).
         Если исходить из приведенных слов, получается, что "общий поток марксизма" захватил А. И. Солженицына не ранее 1931 г., когда он учился в пятом или шестом классе и ему было двенадцать - тринадцать лет.
         11 мая 1983 г. на пресс-конференции в Лондоне писатель счел возможным отодвинуть свое превращение из верующего в атеиста еще дальше. "Я, - сказал он, - жил примерно до пятнадцати лет (т. е. до 1933-1934 гг. - А.О.) убежденным православным и полным врагом атеизма и коммунизма. Но затем, в ходе образования в советской школе, главным образом под влиянием философских трудов, которые нам давали, я испытал постепенное охлаждение к церкви. Храмы были закрыты, и казалось - навсегда. И было несколько студенческих лет, когда я считал себя марксистом" (59).
         9 октября 1987 г. Александр Исаевич дал интервью корреспонденту журнала "Шпигель" Рудольфу Аугштайну и на его вопрос "до какого момента своей жизни вы считали себя, - конечно, не коммунистом, - а хорошим советским человеком?" ответил: "...Примерно до 17-летнего возраста я считал себя совершенно противоположным этому строю, этому государству" (60).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100