«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 33% |
Незамеченными остались и обращения Союза молдаван ПМР с просьбами о принятии республики в состав РФ. Между тем, именно благодаря позиции молдаван реакция на дискриминационный Закон о языке, принятый еще в МССР 31 августа 1989 года, приобрела характер не этнического (русского или славянского), а общегражданского и общедемократического, в лучшем смысле этого опозоренного слова, движения, реализовавшего себя в провозглашении 2 сентября 1990 года своей независимой республики. Остается напомнить, что Молдавское княжество, основные государственные акты которого написаны кириллической графикой, было основано в 1359 году, тогда как государство Румыния родилось лишь в середине XIX века.
И тогда станет понятно, что подразумевал один из приднестровских гвардейцев, молдаванин, от которого на Кошницком плацдарме в 1992 году услыхала я такие слова: "Мы здесь - это все, что осталось от Молдавского княжества". Речь шла, разумеется, не о реанимации древнего государства, рухнувшего еще под напором турок, но о сохранении смягчавшего сформированный здесь историей жесткий цивилизационный стык уникального явления славянороманства, которое исторически явили собой молдавский язык и молдавская культурная традиция. О правах того самого меньшинства, которыми в иных случаях так любят заниматься международные организации. В данном же случае, однако, такие права были полностью проигнорированы, вся проблема на Западе (равно как и в российской либеральной печати) превратно истолкована как порожденная исключительно имперскими притязаниями России на "исконно румынские земли", а присутствие ее вооруженных сил в Приднестровье, соответственно, называлось "оккупацией".
Свой голос и здесь подал Леннарт Мери, к заявлению об оккупации Россией Приднестровья присовокупивший весьма дурно пахнущие рассуждения о русских ("Русские не европейцы, а отдельная разновидность людей - гомо советикус"), а также геостратегические пожелания. Нужно, по его словам, всячески поддерживать идею создания мощного украинского государства как части Европы и в противовес России ("Сегодня", 17 августа, 1996 года). Как видим, проблема Приднестровья рассматривается здесь исключительно под углом зрения стратегии строительства Балтийско-Черноморской дуги, отсекающей населенную некими квази-людьми Россию от Европы.
Под таким же углом зрения, "комплексно", проблема рассматривалась в Германии. Если в 1994 году Клаус Кинкель поспешил заявить, что Германия и ее партнеры по ЕС исходят из нерушимости территориальной целостности Украины в вопросе о Крыме, то всего лишь полгода спустя Хайнрих Фогель, директор Федерального института по исследованию стран Восточной Европы и международных проблем, увязал грубо извращенную проблему Приднестровья с событиями в Чечне, то есть протянул дугу до Кавказа. "Уже в 1992 году, - раздраженно заметил Фогель, - следовало бы подать такие сигналы (тревоги - КМ.) ввиду военной интервенции (!) 14-й армии на стороне русского меньшинства в Молдове, то есть на территории соседнего государства" ("Сегодня", 21 декабря 1995 года). Всего два месяца спустя из уст Фогеля, между прочим, члена правления Германо-российского форума, прозвучала еще одна не менее раздраженная декларация - более общего свойства, а потому косвенно указывающая на важность для Запада полного ухода России с берегов Днестра: "Надо теперь ответить на вопрос, до каких пор можно, пускай по понятным причинам, терпеть претензии на великодержавность, не обеспеченные ни политически, ни экономически".
Парадокс же всей ситуации заключается как раз в том, что, несмотря на юридически безупречное самоопределение Приднестровья, несмотря на откровенные апелляции молдавских "фронтовиков" к тени "кондукэтора Антонеску", на одном из митингов НФМ даже включенного в список молдавских господарей, союзное руководство в лице не только Горбачева, но и спикера Съезда народных депутатов СССР А.И. Лукьянова, да и самих депутатов Съезда, поддержало именно народофронтовскую Молдову. Неявно - какими-то тайными распоряжениями из Москвы, блокировавшими все попытки самого молдавского ЦК приостановить опасное развитие событий (Более того, отчетливо проступал, как и в других конфликтных зонах, след спецслужб. В частности, он, как говорится, невооруженным глазом виден в истории с беспорядками, учиненными народофронтовцами во время празднования 72-и годовщины Октябрьской революции. Например, в ночь с 6 на 7 ноября в Кишиневе в автопарке АК-2808 отсутствовало более 70 единиц транспорта - больших автобусов; а рано утром они съезжались то к Союзу писателей, то к другим точкам, битком набитые людьми. Это лишний раз опровергает вздорные - либо умышленно лживые - суждения о некой полной спонтанности массовых антисоветских выступлений эпохи "бархатных революций"). Явно - поддержкой той линии на смыкание НФМ и КПМ, которую повел ставший первым секретарем ЦК КПМ 1 б ноября 1989 года, то есть после беспорядков в молдавской столице (логично предположить, для "демократизации" КПМ и организованных) П. Лучинский, в 1996-2000 годах президент Республики Молдова.
Уже к маю 1990 года он ввел в молдавский ЦК почти всех фронтистских лидеров. Потому что, заявил он в марте 1990 года на Пленуме ЦК КНМ, платформа Союза писателей, других вновь возникших политических организаций (всем было ясно, что речь шла о НФМ) "почти не отличаются от платформы партии". В сущности, так оно и было: окрашенное в цвета культа Антонеску румынифильство НФМ и его оголтелый национализм, находивший предельное выражение в грубейшей русофобии, теперь получили легальный статус и освящение в еще действующих структурах КПСС - и на республиканском, и на союзном уровне. Даже осуществленное уже при Лучинском переименование Верховного Совета МССР в Сфатул Цэрий (Совет страны) в контексте молдавской истории однозначно отсылало к событиям 1918 года и принятому под дулами румынских пулеметов решению тогдашнего Сфатул Цэрий о присоединении Бессарабии к Румынии.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
|