«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 32% |
Кроме того, украинофилы имели репутацию пострадавших от царизма и новая революционная власть не хотела обижать тех, кто и так "настрадался" при "царском режиме". "Первоначальная борьба за украинскую народную школу и родной язык, которая проводилась буржуазными и мелкобуржуазными идеологиями украинофильства (украинского национализма), являлась по своей сути революционной, так как её удары были направлены против царского правительства и помещичьего гнёта" - говорилось в партийных документах.
Была образована отдельная, формально самостоятельная Украинская Советская Социалистическая Республика, правительство которой оказывало развитию украинского языка всяческую поддержку. В специальном постановлении народного комиссариата просвещения Рабоче-крестьянского правительства Украины, принятом в 1919 году, отмечалось, что украинцы являются национальностью, отличной от русской, "сами того не сознавая". В связи с этим перед органами советской власти была поставлена задача "активно работать в сторону развития украинского языка и украинской культуры".
Правда, не всё было так однозначно. Как отмечает "национально сознательный" историк: "Советская власть стояла на почве самоопределения наций и полного свободного их развития, отбрасывая всякую национальную несвободу. Такой была принципиальная позиция, но проведение в жизнь этого принципа поручено было местам. Народный Комиссариат Просвещения (Наркомпрос) предоставил право населению на местах определять язык на котором следует вести обучение в школах". Этим, ошибочным, с точки зрения ненькопатриотов, решением, Наркомпрос "одной стороной" приближался к той части общества, которая "требовала решения дела о языке обучения с помощью плебисцита". Но всё же "другой стороной он стоял на другой позиции, заявив в том же декрете, что "ставит своей целью активно работать в пользу развития украинского языка и украинской культуры". На практике всё зависело "от тех, кто стоял во главе местных органов народного образования. На Полтавщине, части Черниговщины и Киевщины украинская школа и образование продолжали своё развитие полным темпом (т.е. также как при Петлюре - Авт.), украинское учительство фактически близко стояло к просветительной работе Советской власти. На периферии было иначе... Широкая децентрализация и вышеупомянутый принцип перенесения дела об языке обучения на усмотрение местного населения давали возможность элементам, враждебно или неприязненно настроенным к украинской школе, использовать обстоятельства и фактически разрушать украинскую школу и образование".
Таким образом, как признаёт "национально сознательный" автор, украинский язык могли насаждать только силой. Там, где решение вопроса ставилось в зависимость от волеизъявления народа, украинизаторы неминуемо терпели поражение.
И всё-таки общее направление советской политики было в пользу ненькопатриотов. Во "Временной инструкции" Наркомата просвещения УССР для учреждений образования, датированной 27 февраля 1920 года, от администраций школ требовалось вести "решительную борьбу... с вольной или невольной инерцией русификации" и сосредоточить на поддержке обучения на украинском языке "все усилия". 9 сентября 1920года на заседании политбюро ЦК КП(б)У рассматривался проект закона об украинизации. Ввиду серьёзности планируемых мер, проект отправили на доработку.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||