«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 9% |
Конфуз получился, когда выяснилось, что молитвенные собрания последователи штунды действительно проводят на народном языке, но этот язык - русский. На русском же вели они пропаганду своего учения. Получило огласку письмо украинских крестьян-штундистов из сёл Косякивка и Чаплинка киевскому губернатору, в котором они заявляли, что распространяют то же Христово учение, что и православные, но только не на церковно-славянском, а на русском языке и пропагандируют Священное Писание этим "понятным народу языком". "Очевидно, что эти люди даже не понимают, что можно ещё им более понятным, родным языком читать святое письмо" - возмущался Б.Д. Гринченко. Но возмущение его было пустым звуком. "Рiдна мова" просто оказалась не нужной ни штундистам, ни, тем более, православным. Украинофилам не осталось ничего другого, кроме как вновь затянуть старую "песню" о "притеснениях".
Ссылками на "притеснения" "национально сознательные" деятели прикрывали все свои неудачи. Стоит указать на пример с украиноязычным учебником "Аритметика" (арифметика), написанным видным активистом украинского движения А.Конисским, пытавшимся внедрить своё произведение в образовательные заведения Малороссии вместо русскоязычных пособий. Учебник был издан в 1863 году, но учебным начальством в школы недопущен, что, естественно, было объявлено украинофилами очередным "преследованием украинского языка". В 1907 году "Аритметику" переиздали, но в школы она снова не попала из-за запрета властей. Лишь в 1918 году, после провозглашения независимости Украины и начавшейся тотальной украинизации, ненькопатриоты получили возможность "осчатливить" школьников так долго недоступным для них учебником.
К счастью для учащихся, в министерстве просвещения у кого-то хватило ума прежде, чем запускать "Аритметику" в школы, отдать её на проверку специалистам. Результат проверки оказался шокирующим. "Это первый курс арифметики, написанный на украинском языке, - отмечалось в рецензии на учебник. - Написана эта книжка известным украинским деятелем, но дилетантом в математике и содержание её неудачно даже для тех времён, когда она составлялась. Поэтому совсем непонятно, зачем "Учительська спiлка" выпустила эту книгу вторым изданием в 1907 году... Для низших школ такая книжка не нужна, для гимназий она совершенно непригодна. Не удовлетворяет она ни требованиям современной педагогики, ни требованиям науки". Перечислив недостатки сорокастраничного "учебника", среди которых - неудачно придуманные (лишь бы не так, как в русском языке) термины, рецензент высказывал пожелание, "чтобы эта книжка никогда больше не печаталась".
Аналогичная история случилась и с "Граматкой" (букварём) составленным Б.Д. Гринченко. Уже в 1920-х годах видный ненькопатриот В. Дурдукивский признавал, что "в грамотке есть много недостатков". В частности, "не везде выдержана методическая последовательность в расположении материала, заметна с первых же параграфов перегруженность материалом, материал размещён довольно однообразно, что может вызвать у детей усталость и пригасить их интерес к работе, материал между собой не связан никакой одной мыслью или идеей, иногда случаются странные, искусственные предложения, слова для ознакомления с новым материалом не везде подобраны удачно" и т.д. Рецензент оправдывал автора "Грамотки" тем, "что Гринченко никогда не считал себя методистом, что его педагогические интересы были не в сфере методических вопросов, что, составляя свою грамотку, он жил далеко от культурных и методических центров, что это была чуть ли не первая попытка дать действительно украинский букварь, что работа над учебниками вовсе не была его постоянной работой, что, издавая грамотку (1907 г.), он уже давно (с 1893 г.) отошёл от практической и методической работы в школе" и др. К тому же, указывал Дурдукивский, "Граматика Гринченко имеет и много положительного" (как пример такого "положительного" он подчёркивал, что в учебнике отсутствует проповедь православного вероисповедания). Стоило ли обижаться на "царский режим", отказывавшийся использовать в системе образования такую макулатуру?
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||