«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 25% |
Он был объявлен прямым преступником еще за тридцать с лишним лет до создания фильма, и создатели картины могли "вешать" на него все, что им было угодно.
Весь фильм, трагедии главных героев, гибель героя А. Папанова, деревенской девочки в финале схватки с бандитами и особенно последние кадры приезда главного героя в Москву после освобождения, встреча на улице с "таким же реабилитированным" - все это эффективно бьет "по нервам" зрителя, заставляя его, независимо от доводов разума, ненавидеть "эту проклятую страну, ТАК обходящуюся со своими гражданами" (героем-офицером, честным и самоотверженным инженером-интеллигентом-метростроевцем, невинной девочкой-школьницей).
Трагичность происходящего "уводит" зрителя от осознания того, что личные драмы этих людей и их близких были обусловлены не столько "системой" и "социализмом", сколько жестокостью условий, в которые была загнана страна агрессией внешних и внутренних врагов, а также деятельностью подонков-приспособленцев (из которых позднее вышла основная часть когорты "демократов" и "реформаторов"). Ни одно государство мира, оказавшись в условиях цивилизационного выбора, не церемонилось со своими гражданами. Разница только в том, что уже спустя двадцать лет после описываемых событий благосостояние и качество жизни советских людей выросли многократно. А по некоторым показателям - на недосягаемую сегодня высоту (низкий уровень преступности и наркомании, бесплатные социальные услуги, образование и пр.).
В манипуляции сознанием мастерство и талант столь же необходимы, как и в любой сложной работе. И, зачастую, манипулятор подменяет отсутствие мастерства паразитированием на эмоциях и частым обращением "за помощью" к гипертрофированным эмоциональным оборотам. То, что "бьет по нервам" реципиента, заменяет мастерство манипуляции и умение "жонглировать логикой", просто "оглушая" жертву манипуляции "страшилками".
Прославившийся своей ненавистью к величию нашей страны, изменник Солженицын (длительное время на деньги американских спецслужб поучавший советских людей, как им "обустроить Россию", а когда его "рекомендации" воплотились в реальность, начавший лить крокодиловы слезы о том, что "Россия гибнет") использовал эмоциональные обороты именно для этих целей. Впрочем, и как манипулятор, и как писатель, он стоил немного. Если сейчас внимательно почитать его "произведения", они поражают своей примитивностью и откровенной глупостью (а очень часто и ложью). Сам он это прекрасно осознавал в те времена, когда еще что-то писал, поэтому явные нестыковки в логике и вранье "заглушал" обращением к "бьющим по нервам" деталям. На практике это выглядело следующим образом. Вот, например, Солженицин рассказывает о настроениях находящихся в советском лагере заключенных, среди которых немало бывших советских военнослужащих, признанных виновными в совершении воинских преступлений: "И, гуляя во дворе, мы запрокидывали головы к белесо-знойному июльскому небу. Мы бы не удивились и нисколько не испугались, если бы клин чужеземных бомбардировщиков выполз бы на небо...
Мы накаляли друг друга таким настроением - и жаркой ночью в Омске, когда нас, распаренное, испотевшее мясо, месили и впихивали в воронок, мы кричали надзирателям из глубины: "Подождите, гады! Будет на вас Трумэн! Бросят вам атомную бомбу на голову!.." И так уж мы изболелись по правде, что не жаль было и самим сгореть под одной бомбой с палачами" (Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918-1956. Т. 3. М., 1989. С.51).
Гипертрофированно-эмоциональными оборотами (когда нас, распаренное, испотевшее мясо, месили и впихивали в воронок, клин чужеземных бомбардировщиков выполз бы на небо, самим сгореть под одной бомбой с палачами) автор заглушает голос разума. Понятно, что у заключенных нет оснований тепло относиться к охранникам. Однако, если принять утверждаемое "мэтром" за чистую правду, получается, что заключенные готовы были подставить под удар ВЕСЬ НАРОД - только чтобы кто-то "отомстил" за их заключение.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||