«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 24%

7.3. Паразитирование на эмоциях

Подробное описание


         Паразитируя на эмоциях реципиента, манипулятор использует сильно выраженные эмоциональные термины. Они, по его замыслу, должны "бить по нервам", по эмоциональному восприятию реципиента так, чтобы "отключить" его критическое мышление. Чрезмерные эмоциональные оценки, используемые манипулятором, призваны свидетельствовать: предмет манипуляции является из ряда вон выходящим явлением. К нему нельзя подходить со стандартными человеческими мерками. Это нечто ужасное, чудовищное (или наоборот - великолепное и совершенно необходимое всем и каждому, а уж реципиенту особенно...). То есть сомневаться в нем не только нельзя - но и кощунственно! Манипулятор паразитирует на неосознанном (но совершенно справедливом) убеждении реципиента, что нормальным и серьезным людям пристало говорить спокойно, логично, без "надрыва". Если же такой эмоционально окрашенный разговор имеет место - значит, и в самом деле случилось что-то "из ряда вон"... Ведь не станет же солидный и разумный человек бросаться ТАКИМИ словами, устраивать настоящую истерику без достаточного на то повода!
         В том-то и дело, что очень даже "станет". Используя чрезмерные эмоциональные оценки ("крик"), манипулятор специально "оглушает" эмоциями жертву манипуляции, заставляя ее не применять критическую оценку к услышанному (прочитанному). В результате этого доверие к информационной установке повышается, что и требовалось манипулятору.
         Эффективным средством противодействия данному приему может быть определенная "эмоциональная глухота", "нечувствительность". Необходимо - хотя бы на краткий отрезок времени, в течение которого производится данная манипуляция, "отключить эмоции" и рассматривать любое утверждение, любую информационную установку (для "доказательства" которой используется "надрыв") трезво, исключительно с логической точки зрения.
         Поистине великолепным - с точки зрения мастерства исполнения - примером манипуляции с помощью использования гипертрофированно-эмоциональных "коммуникативных" средств, является х/ф "Холодное лето 53-го года".
         Фильм снимался в период массовой информационной кампании по разрушению образа И. В. Сталина, достижений СССР эпохи Сталина и, через это - легитимности Советского строя ("разве имеет право на существование государство, которое в своей истории допускало такие чудовищные вещи!?" - косвенная негативизация, 4.2. Здесь, кстати, авторами фильма сооружена интересная манипулятивная конструкция: если разрушение имиджа легитимности СССР производится через косвенную негативизацию - образ Сталина, - то сама негативизация образа Сталина "протаскивается" через косвенную негативизацию - образ "кровавого палача Берии". Последний показан как преступник, обрекающий людей на муки - но сам он "только часть Сталина".
         По Сталину прямой удар не наносится - на тот момент на это еще не было получено прямого "разрешения" от партийных антисоветчиков вроде А. Яковлева). Фильм снят исключительно хорошо, подбор и игра актеров, сюжет, пафосность действий и переживаний героев создают возвышенно-трагичную атмосферу. Его воздействие на зрителя усиливается за счет хорошей музыки - столь же "трагичной", подчеркивающей "страдание героев от культа личности Сталина".
         Для тех, кто не понял, что дело именно в нем, вначале герои рассуждают о его смерти и происходящих, в связи с этим, переменах в советском обществе, а в конце фильма крупным планом показан портрет Сталина, демонтируемый со стены. Безусловно, далее "обвинение" уводится непосредственно от И. В. Сталина, концентрируясь на личности Берии.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100