«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 96% |
23. Хорошее изложение примордиалистского подхода дано в статье С.К. Рыбакова (16).
24. Дюркгейм отличал "механическую" солидарность, изначально основанную на кровном родстве, от современной "органической" солидарности классового содружества, основанной на общественном разделении труда.
25. Надо, однако, отметить, что французские антропологи в начале XX века занялись прикладной тематикой и потому, что многие из них участвовали в социалистическом движении.
26. Говорилось, например, что антропологи США были косвенно причастны к свержению правительства Альенде в Чили.
27. Повышенное внимание к этническим конфликтам уделялось уже на первых этапах колониальной эры. Именно эти конфликты и позволили европейцам захватывать большие территории, поскольку вожди враждующих племен обращались к ним за помощью. Принимая участие в межплеменной борьбе, европейцы становились необходимой частью местной политической системы. Это практическое значение древнего принципа "разделяй и властвуй" побуждало к развитию этнологических исследований. Известный английский этнолог-африканист сказал, что "пулемет - интегрирующий фактор общества", которое европейцы создавали в Африке.
28. Социальные бедствия и массовые страдания, которые сопровождали индустриальную революцию в Англии и вообще на Западе - эмпирический факт, отраженный в "структурах повседневности" (Ф. Бродель). Революционный переход к новой формации, даже открывающий простор для развития производительных сил, сопровождается насильственным разрушением структур жизнеустройства массы населения. Но объяснение и оправдание этих бедствий вырабатывается идеологами на основе господствующего в правящей элите мировоззрения. Конкретно в Англии, как говорят, "социал-дарвинизм возник раньше дарвинизма".
29. Строго говоря, отношения рода вообще лежат в плоскости иного уровня, нежели этнические. Для этноса характерна эндогамия и сохранение культурной целостности. Напротив, основная функция рода - смешение (как биологическое, так и культурное). Здесь законом является экзогамия. Как пишет Ю.В. Бромлей, "в этом смысле род - фактически антипод этнических общностей, так сказать, "антиэтнос" (14, с. 265).
30. В эволюции этнического самосознания у древних греков и китайцев представление об общности происхождения господствовало лишь на ранних стадиях становления народности, а потом и греки, и китайцы стали считать, что они соединены культурой.
31. Надо обратить внимание и на тезис о том, что начало процессу разделения труда и возникновения частной собственности было положено половым актом. Этот тезис, навеянный, вероятно, ветхозаветным понятием первородного греха, связан с особенностями соединения в народы и нации людей, проникнутых "духом капитализма". К этому мы вернемся ниже.
32. В альтернативных примордиализму современных концепциях под этничностьо понимают не вещь, а отношения. Отношения как между "своими", так и к "чужим". Отношения эти являются частью культуры и выражаются в множестве символов, знаков, норм и навыков.
33. Различия в цвете кожи воспринимаются физиологически, но мобилизуются культурой в качестве маркеров иного. А вот в каком смысле иного - зависит целиком от культуры. Например, в России люди уже не считают брюнеток и блондинок людьми разных народов (если нет дополнительных признаков). С цветом кожи другое дело, потому что исторически мы и негры жили порознь и явно были разными этносами. Цвет кожи был удобным маркером этнических различий. Но при этом какой-то этнической сущности он не выражал и не выражает. На Кубе и в Бразилии негры и белые давно живут вместе, и маркером этничности цвет кожи уже не служит.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||