«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 96%


         12. Следуя установкам марксизма, советская этнология принимала, что этническое самосознание есть явление вторичное, определяемое "реальным процессом жизни", под которым в марксизме понимается материальное социальное бытие. Это сильно сужает явление. Реальный процесс жизни правнука эмигранта во Франции не одолел его духовного мира, частью которого и осталось его осознание себя русским.
         13. Согласно энциклопедическому словарю, йоруба - народ в Нигерии, численностью 15 млн. человек (1978); язык - йоруба.
         14. Конечно, электричество и до XVII века существовало в природе, но оно было скрытым и "пассивным", а сейчас пропитывает весь мир, человек живет в интенсивном электрическом поле.
         15. Термин "этнология" был введен физиком Ж. Ампером в 30-е годы XIX в.
         16. В России с начала XX века исследования в области этнологии велись в Русском антропологическом обществе, известными авторами были Н.М. Могилянский и М.С. Широкогоров. Можно назвать книги последнего "Место этнографии среди наук и классификация этносов" (Владивосток, 1922) и "Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений" (Шанхай, 1923).
         17. Такое придание слову смысла реальной сущности (гипостазирование, от слова ипостась) - свойство абстрактного мышления. Оперирование абстрактными понятиями, необходимое на стадии анализа, нередко приводит к грубым ошибкам при ориентации в реальной действительности. В спорах по поводу этничности ученые нередко обвиняют друг друга в гипостазировании, в отрыве этого понятия от его конкретного наполнения.
         18. Й. Элез пишет, что термин этничность был введен в середине 1970-х годов социологами США, для обозначения такой социальной ситуации, в которой тип действующих групп не выражался привычными понятиями класса и нации ( 12, с. 40). Он резко критикует саму претензию этнологии на статус науки на том основании, что понятие этноса остается очень размытым. Но таково состояние многих наук, что не мешает им прилагать к познанию своих объектов научный метод.
         19. Следуя канонам позитивизма, согласно которым наличие замкнутого определения является необходимым признаком научности, Энгельс дал определение жизни - "это способ существования белковых тел и т.д.". Точно так же Ленин определил, что такое материя - "реальность, данная нам в ощущении". Большой познавательной ценности такой подход не имеет.
         20. Вот близкий нам пример: не слишком озабоченные проблемой этнической идентификации тюрко-язычные группы - качинцы, кизыльцы, койбалы, бельтиры, сагайцы, - в советское время были объединены в народ под названием "хакасы". А создание "аварской народности" в Дагестане из лингвистически сходных групп удалось не вполне. При микропереписи 1994 г. некоторые "аварцы" предпочли записать себя андиями, ботлихцами, годоберинцами, каратаями, ахвахцами, багулалами, чамалалами, тиндиями, дидоями, хваршинами, капучинами или хунзалами (12).
         21. При исследовании этнических границ большую информацию дает изучение межэтнических браков и "смены этничности" (религии, фамилии, записи в графе национальности).
         22. Есть люди, увлеченные изобретением маркеров. В движении русских националистов РНЕ был человек, который уверял, что может определять евреев среди ведущих на радио. Главными признаками для него служило употребление слова "отнюдь" и почему-то словосочетание "Боже ж мой" (66).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100