«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 85% |
Ссылка на "антропологов, медиков, биологов и генетиков" тут совершенно незаконна. Выводов представителей этих наук, которые бы определенно утверждали, что этничность "записана" в биологических структурах, Соловей не приводит. Его трактовка косвенных данных является очень вольной, а то и явно неадекватной. Вот несколько примеров.
Соловей пишет: "Уж на что чуралась биологизации этнической проблематики советская наука, но и та с подачи "главы" советской этнологии Ю. В. Бромлея вынуждена была ввести в советскую концепцию этноса биологический критерий - эндогамию. "Оказалось, что подавляющее большинство современных этнических общностей - наций обладает не меньшей (чем первобытнообщинные племена. - В. С.) степенью эндогамности: обычно более 90% их членов заключает гомогенные в этническом отношении браки" (с. 38).
Ну при чем здесь эндогамия? Никакого отношения к биологии она не имеет, это явление культуры, как и сам институт семьи и брака. Даже странно, как такая мысль могла прийти автору в голову. Создание семьи, рода, племени как раз стало одной из первых сфер, которые регулировались культурными нормами и запретами. У животных, поведение которых регулируется инстинктами ("кровью"), культурных норм нет или они имеются в зачаточном состоянии.
Соловей верит в то, что мозг у русских и у французов устроен по-разному. Он пишет: "Научно зафиксированную этническую (и расовую) изменчивость нервной системы и строения головного мозга невозможно отнести к безразличным для исторического творчества биологическим параметрам, ведь речь идет о степени и самой возможности интеллектуального и культурного. Считается доказанной и наследственная детерминированность интеллекта: обсуждается соотношение, баланс, взаимодействие наследственных (в том числе этнических и расовых) и средовых факторов, но не кардинальная важность наследственности. Но моя мысль идет гораздо дальше и носит откровенно "еретический" характер. Суть ее в предположении о существовании наследственных этнических ментальных качеств, задающих вектор культуры и социальности" (с. 39-40).
"Научно зафиксированная", "считается доказанной" - это тоже выражения из арсенала Кашпировского. Надо же, "речь идет о самой возможности интеллектуального и культурного развития" разных народов, а в доказательство - только собственная мысль, да и то откровенно "еретическая". По нынешним временам этого мало. Небольшую секту собрать еще можно, но ни науки, ни религии на этом не установить.
Какие странные вещи приходится читать "в контексте отечественной истории": "Этнически дифференцированные врожденные различия наблюдаются в восприятии цвета, пластических форм, ландшафтов, пространства и времени... Такое капитальное различие в восприятии живущих в одном природном окружении людей не могло определяться только культурными факторами... Исследование геногеографии Восточной Европы выяснило, что в ходе исторического развития российский природный ландшафт был включен в русский генофонд: из фактора внешней среды он превратился в фактор внутренней, генотипической среды организма человека" (с. 42-43).
Вещи невероятные, так разъясните! Какие наблюдаются врожденные этнические различия в восприятии времени? У Пушкина, как эфиопа, время шло из будущего в прошлое? И перешибить этот его неизменяемый этнический архетип культурой так и не удалось? И каким образом "российский природный ландшафт был включен в русский генофонд"? Какое тело вырастило этот язык? Где вообще находится этот ландшафт? Видимо, не в Сибири и не на Курилах.
Соловей легко переходит от генетики особи к генетике популяции, от личности к этносу. Разницы между этими уровнями он, похоже, не видит и пишет: "Гипотеза генетической детерминированности культуры и социальности уже не игнорируется "серьезной" наукой. Она приобрела влиятельных сторонников не только среди биологов, которых можно при некоторой интеллектуальной натяжке упрекнуть в "социал-дарвинизме" (к слову, это понятие - чистой воды интеллектуальная фикция, концептуальный фантом) и непонимании гуманитарной специфики, но и среди гуманитариев. К числу оных, в частности, принадлежит известный американский лингвист и философ Н. Хомский: согласно его теории генеративной грамматики логическое мышление и язык составляют часть генетического наследия личности" (с. 41).
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||