«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 84%


         То же самое в приложении к материи, к массе. Вот главный тезис его книги: "С научной точки зрения, русские - это те, в чьих венах течет русская кровь" (с. 64).
         Ну, если это "с научной точки зрения", то сразу встает вопрос о мере - сколько нужно русской крови, чтобы паспортный стол МВД шлепнул человеку в паспорте отметку "русский"? Этот простой и вполне разумный вопрос автора оскорбляет: "Предвижу возмущенный вопрос: какой процент русской крови должен течь в венах, чтобы считать человека русским? Честно признаюсь, меня это не занимало, да и сам вопрос в контексте отечественной истории довольно бессмыслен" (с. 306).
         Вот тебе на! Заинтриговал, а на самом интересном месте замолчал. Его это не занимает... Да еще обругал читателя - какие, мол, бессмысленные вопросы задаете в контексте отечественной истории. А ведь вопрос этот абсолютно неизбежен. Мышление человека диалогично. Человек слышит необычное утверждение, которое, действительно превратясь в парадигму, угрожает перевернуть всю его жизнь, прилагает это утверждение к реальности - и у него тут же возникает этот вопрос. Если мама русская, а папа юрист, то какова этничность сына? У него в венах 50% русской крови, а 50% крови юриста. Он русский? А согласится ли с этим кровь юриста? Этот вопрос возникает без всякого возмущения. А вот ответ как раз вызывает возмущение - меня это не занимает.
         И как тогда вообще понимать всю эту книгу, если как раз вопрос о том, как определяется принадлежность человека к русскому народу, автор в заключении называет "бессмысленным в контексте отечественной истории"? Ведь книга называется "Русская история: новое прочтение"! Читаешь, читаешь про кровь, архетипы и русскую "самость", а под конец тебе под нос суют кукиш.
         Если продолжить мысль Соловея, то выходит, что народов не существует. Наличие в венах каждого человека капелек разной крови, которые несут в себе разные "неизменные и неуничтожимые" этнические архетипы - при том, что число капелек каждого типа несущественно, - означает, что всякие этнические различия стираются. Каждый человек биологически представляет собой помесь множества народов, он ничей. А его религия, культура, идеалы и ценности - это все якобы наносное, к этничности отношения не имеет.
         Соловей пишет: "В новой парадигме философской антропологии "тело", "телесность" оказываются основой экзистенции. Тело - та предельная точка, вокруг которой выстраивается система познания, оно обеспечивает человека опытом, превосходящим вербальный (известно, что 90% получаемой человеком эмоционально значимой информации обрабатывается на невербальном уровне). Тело творит и выращивает язык и систему понятий, проектирует вокруг себя мир культуры и социальности" (с. 41).
         Тело выращивает язык - вот еще одна самоочевидная аксиома новой парадигмы философской антропологии!
         "Социогуманитарные науки" пришли к выводу, что этничность создается под влиянием всей совокупности факторов окружающей среды и культуры, и в этом смысле "русскость" - плод трудовых, военных, духовных усилий многих поколений русских людей (русские создали "общность, воображенную русскими людьми"). Но такие общности Соловей реальностью не считает, реальна для него лишь материя ("кровь"): "Обобщая, можно сказать: то, что отечественные и западные гуманитарии считают "воображенной общностью", результатом конструирования, совокупностью культурных и языковых характеристик, для антропологов, медиков, биологов и генетиков - биологическая реальность" (с. 36).

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100