«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 65%

5. Миф о русском антисемитизме


         Во время перестройки зазвучал новый важный мотив в теме "вины русских" - якобы присущий русской культуре антисемитизм. Эта тема была прелюдией к развитию еще более разрушительной для самосознания советского и русского народа темы "русского фашизма". Сама постановка этих двух тем в "повестку дня" означала важное обвинение русских в подлоге. Антисемитизм? Значит, действительно, не была Россия (и СССР) "семьей народов"! Не было в СССР никакого пролетарского интернационализма - как же хитро провели русские доверчивых западных пролетариев и левую интеллигенцию! Русский фашизм? Значит, какой всемирной мистификацией Сталина была вся эта Отечественная война якобы с фашизмом! Просто столкнулись два конкурирующих фашизма и, по выражению Е. Евтушенко, это была "война двух мусорных вихрей".
         Обе эти темы, раздутые и российских и западных СМИ, не имели бы такого деструктивного эффекта, если бы из них прямо не вытекали оценки русским, даваемые Западом, который в 90-е годы и был утвержден как главный для русских этнизирующий иной. А на Западе антисемитизм и фашизм являются понятиями-символами почти религиозного уровня. Смысл их принципиально не подлежит рациональному определению, и никаких дебатов в отношении этого смысла и критериев отнесения людей к антисемитам и фашистам не допускается. Эти понятия - "черная метка" народам, которые ждут своей очереди на получение звания "народов-изгоев". Сама эта угроза до определенного момента действует на этническое самосознание разрушительным образом (хотя какая-то часть может и начать сплачиваться как субэтнос, превративший клеймо в знамя - "уж лучше грешным быть, чем грешным слыть").
         Диапазон кампании по обвинению русских в антисемитизме с самого начала был очень широк. В элитарном академическом журнале "Общественные науки и современность" некто Аб Мише (литератор из Израиля, родился и воспитывался в СССР) обвиняет в антисемитизме всю русскую культуру и даже делает Гоголя всемирным эталоном антисемитизма. Он пишет: "Гоголь бессмертен. И вездесущ. Глаголом антисемитским жегшие сердца людей, вот они, гоголи, каждому народу свои". Он перечисляет главных "гоголей" разных народов, в том числе: "в России - вождь декабризма Пестель, ничтожный Булгарин и великий Пушкин, Достоевский, И. Аксаков" (65).
         Философ Д. Фурман представляет Россию и СССР, вплоть до прихода Горбачева, бастионом антисемитизма: "Прошлое евреев, начиная с падения Второго храма и кончая прекратившейся лишь с перестройкой официальной "борьбой с сионизмом" - это сплошная цепь преследований и унижений". Как видим, России отведено в этой "сплошной цепи" исключительное место. Чем же подтверждает Д. Фурман эту картину? Ничем. Он пишет: "Какого-то массового антисемитизма опросы не фиксируют (здесь наши данные совпадают с данными других аналогичных опросов). Но одно дело - реальность угрозы погрома или дискриминации и совсем иное дело - восприятие этой угрозы" (66).
         Вот вам гибкость философа: на деле антисемитизма нет, но мы его изобретаем в нашем "восприятии" - и реальность не имеет значения.

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100