«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 50% |
Если же вернуться к конкретному содержанию дискуссионного письма Нины Андреевой, то не трудно будет убедиться в том, что оно далеко не являлось той "яростно антисемитской", "фронтальной атакой" на перестройку с "неосталинистских националистических позиций", на чём настаивают обычно такие авторы как И. Брудни, один из аналитиков известного Брукингского института в Вашингтоне, и другие, подобные ему. Более того, сам заголовок письма, определённый журналистом из США Робертом Кейзером как провокационный, был взят из одной из речей самого Горбачёва. В конце также была цитата его выступления относительно "значения принципов марксизма-ленинизма". Кроме того, публикация Нины Андреевой вовсе не содержала какого бы то ни было анализа экономических, внутреннеполитических или международных аспектов курса тогдашнего генерального секретаря и его окружения.
В этом дискуссионном письме, по сути дела, выражалась всего лишь озабоченность одной университетской преподавательницы последствиями воздействия, прежде всего, на сознание студентов и других людей молодого поколения ряда весьма неточных и неясных представлений об истории и жизни страны, создаваемых и распространяемых некоторыми писателями и другими представителями творческой интеллигенции эпохи "гласности". Конкретнее, имелись в виду произведения драматургов-"перестойщиков" вроде Михаила Шатрова и писателей типа Анатолия Рыбакова, пишущих преимущественно на исторические темы. Андреева подвергает критике ряд моментов их произведений, изображающих, по её мнению, в превратном и тенденциозном свете определённые периоды советской истории, в том числе и время правления Сталина. Она критикует также и две основные идеологические тенденции, имеющие место в советском обществе тех дней, отличающиеся по её мнению серьёзной антисоциалистической направленности. По её мнению, такими тенденциями являлись "неолиберализм" (или даже так называемый "левый либерализм"), с одной стороны, и "новое славянофильство" (или "русский национализм") - с другой.
Андреева считает, что современные разновидности либерализма порождают ложные иллюзии некоего "гуманного социализма", которого якобы можно достичь и который может успешно функционировать без наличия каких бы то ни было социально-классовых противоречий и борьбы. Правда, никак не объясняется, каким образом можно такого идеального общества добиться. Зато, щедро восхваляются "демократические ценности" и "достижения" капитализма, превозносится индивидуализм и порицается коллективизм. Наряду с этим, объектом критики Андреевой являлись "модернистские увлечения" в области культуры, преднамеренное насаживание религиозных культов и настроений, преклонение перед всевозможными "технократическими идолами" и пр.
А "новое славянофильство", по мнению автора письма, неправомерно возрождает чересчур романтические представления о жизни в дореволюционной России и, в частности, о положении крестьянства в то время. Таким образом, указывается в письме, с одной стороны, забывается, что крестьяне всё же были сословием прежде всего угнетённых и эксплуатируемых. Вместе с тем, считала Андреева, подобные взгляды откровенно преуменьшают и пренебрегают революционизирующей ролью рабочего класса и историческим значением стратегического союза трудящихся города и села для победы социалистической революции и последующего успешного строительства социалистического общества.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||