«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 13%


         Изданное в апреле 1987 году в рамках той же самой инициативы двух университетов исследование Михаила Алексеева "Чёрный рынок" бензина в СССР", в свою очередь, предоставляет подробную информацию о масштабах непосредственных краж бензина и других видов горючего. По его данным, к концу 70-х годов в среднем от 33% до 65% всех покупок бензина в городских районах страны происходило за счёт тех объёмов, что щедро предоставлялись водителям разных видов служебных машинам и общественного транспорта по ценам ниже государственных.
         В другом исследовании того же автора, посвящённом проблемам частного найма жилья в СССР, содержатся вычисления о том, что за 1977 год от незаконных наймов жилплощади было получено около 15 млн. тогдашних рублей.
         В изданном в феврале 1992 года исследовании Кимберли Нейгаузер о "второй экономике" в похоронном обслуживании подчёркивается, что сумма сборов от взяток и прочих неофициальных плат при похоронах в четыре раза превышает установленные государством цены на эти услуги.
         Труды "Незаконный рынок наркотиков в СССР конца 80-х годов" (Кимберли Нейгаузер, 1990 г.) и "Рынок проституции в СССР" (Клиффорд Гэдди, 1989 г.) подробно рассматривают эти два важнейших направления "второй экономики" в годы перестройки.
         В 2000 году одновременно в Гааге (Голландия), Лондоне и Бостоне (США) Международное издательство юридической литературы "Клюввер" выпустило в свет сборник "Экономическая преступность в СССР" (под редакцией А.В. Леденовой и М. Курчикян). Курчикян является также и автором одной из статей сборника, посвящённого влиянию и проявлениям "второй экономики" в системе общественного транспорта Советской Армении.
         Хотя в данной республике всегда имели место довольно специфические для неё особенности социальной психологии и обстановки, автор статьи считает, что исследованные ней явления и сделанные на их основе выводы во многом являются характерными и типичными для страны в целом при деятельности "второй экономики". В статье содержится подробный анализ трудовой жизни водителя автобуса общественного транспорта в Армении. Его зарплата намного выше средней зарплаты по стране в целом. Вдобавок он "левым способом" обеспечивает себе также дополнительный доход, превышающий уровень официальной зарплаты. Во время рейса пассажиры платят за проезд непосредственно ему, к тому же по ценам гораздо выше установленных государством. Однако в конце рабочего дня водитель отчитывается по официальной стоимости проданных за проезд билетов. Чтобы избежать длительных простоев в автобусном парке, ему выгоднее заплатить лично кому-либо за ремонт и быстрое обслуживание его машины. Зачастую водитель сам покупал и горючее, которое в то время тоже можно было достать по ценам ниже официальных. По вычислениям Курчикян, чистый средний доход такого водителя за месяц, после вычета всех сделанных им расходов, в среднем в 2-3 раза превышал уровень его официальной зарплаты.
         Дальше в своём исследовании автор подчёркивает, что вследствие определённых объективно возникших экономических проблем, а также под прямым воздействием некоторых из "реформ" Горбачёва, чуть ли не всё население страны тем или иным способом оказалось вовлечённым в механизмы и действия "второй экономики". В силу этого неудивительно, что в конечном итоге она стала не только преобладающей, но и прямо-таки господствующей силой всего процесса распределения основной массы товаров и услуг по всей стране.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100