«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 85%


         Кстати, именно проживавшая в Париже Гертруда Стайн, как никто другой, содействовала координации течения примитивистов в области живописи, литературы и музыки в первые десятилетия XX века, и её влияние впоследствии распространилось также на чернокожих джазовых музыкантов, расплодившихся в 30-е, 40-е и 50-е годы. В 1905 году Стайн открыла культурный салон; подобные салоны ещё с XVIII века служили местом встреч художников, интеллектуалов и авангардистов Европы. Аналогичный салон несколько позже открыла в Гринвич-Виллидже (районе Нью-Йорка) Мейбл Додж - лесбиянка, всю жизнь дружившая с Д.Г. Лоуренсом. В Лондоне неформальным местом встреч для членов "Блумсберийского кружка" стал салон, содержавшийся Оттолайн Моррелл - любовницей Бертрана Рассела.
         За редким исключением (самым ярким примером был Игорь Стравинский - главный музыкальный жрец "нового средневековья", тесно связанный с "Круглым столом") композиторы и прочие деятели культуры - завсегдатаи салонов Нью-Йорка, Лондона и Парижа - никакой самостоятельной роли в осуществлении политических целей империи не играли. В своей работе и в своём мировоззрении они целиком и полностью зависели от интеллектуального и морального руководства Стайн и иже с ней.
         В своём парижском салоне Стайн каждый вечер вела кружок, который часто посещали художники Пикассо, Матисс, Диего Ривера, писатели Эрнест Хемингуэй и Скотт Фицджеральд, композиторы Морис Равель, Стравинский, Эрик Сати и многие-многие другие представители "потерянного поколения" и "искусства разрушения".
         Например, Морис Равель, один из ведущих членов этого кружка в 1920-1930-е годы, пришёл к убеждению, что цивилизация подходит к концу. Эта идея нашла отражение в его работах. Вспомните любое крупное творение Равеля ("Вальс", "Болеро"). Все они заканчиваются трагедией. Так, изображённое в "Вальсе" общество весело танцует на самом краю пропасти, но затем наступает катастрофа!
         Стайн также щедро оказывала психологическую помощь любимым членам своего кружка и поощряла употребление наркотиков. В Вене аналогичную роль играл Т. Адорно из Франкфуртской школы, направляя додекафониста Арнольда Шёнберга и его соратников в части придания их музыкальным творениям нигилистического социального содержания. В Нью-Йорке эту роль выполняла в своём салоне в Гринвич-Виллидже Мейбл Додж. Додж и её друг Карл ван Вехтен поддерживали тесные отношения со Стайн по меньшей мере с 1908 года.
         Стайн, которая начала свою карьеру под непосредственным руководством эксперта по психологической войне Уильяма Джеймса из Гарвардского университета, являлась близкой подругой Альфреда Норта Уайтхеда, а через него была знакома с Бертраном Расселом. В то время как хорошо подготовленные мастера Рассел и Витгенштейн разрабатывали псевдонауку "лингвистику" как основу различных методов промывания мозгов, Стайн, Моррелл, Додж и другие знакомили поддающихся внушению художников и композиторов с практическими плодами этих трудов.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100