«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 82%


         Ещё на заре XX века европейские "модернисты" начали систематически включать элементы джаза и рэгтайма в свои сочинения. Начало этому положил Клод Дебюсси в "Golliwog's Cakewalk" и некоторых схожих произведениях. Дариус Мийо приехал в Америку, чтобы самолично послушать выступления джазовых музыкантов в барах и борделях. Стравинский написал "Регтайм для одиннадцати инструментов". С точки зрения их патронов, это было хорошее начало.
         Однако теперь потребовалось нечто большее. Джаз уже пользовался всеобщим признанием, и его исполняли в крупнейших концертных залах. Теперь пора было по-настоящему подключать к этому процессу Париж и Вену. Пишите джаз - и не просто джазовые пьесы, а произведения для джазовых музыкантов и джаз-бандов!
         Чтобы указание было понято правильно, Гершвин сам отправился в Европу, чтобы лично войти в местные музыкальные круги. Там он близко познакомился с Равелем, Стравинским, Мийо, Шёнбергом, а также с лучшим учеником Шёнберга Альбаном Бергом. Равель был мгновенно очарован музыкой Гершвина и его игрой на фортепьяно, а додекафонисты Шёнберг и Берг стали друзьями Гершвина на всю жизнь.
         Гершвин был представлен руководителю Американской консерватории в Париже - Наде Буланже, близкой подруге Стравинского. Он показал ей свои сочинения и попросил обучить премудростям композиторского искусства. Как впоследствии пересказывала эту историю Буланже, "я ответила ему: "Вы вроде бы всё делаете правильно, и мне нечему вас научить". Любой ученик должен в первую очередь научиться ценить сам себя, потому что единственное, что может сделать учитель, - это помочь ученику выразить то, что скрыто у него внутри". По-видимому, у Гершвина внутри ничего скрыто не было, по крайней мере с точки зрения Буланже.
         К началу 1940-х годов, подхлёстнутый успехом джазовой оперы Гершвина "Porgy and Bess", Стравинский написал "Scherzo a la Russe" для оркестра Пола Уайтмена, а также "Ebony Concerto" для джаз-банда Вуди Германа. В то же самое время Бела Барток сочинил "Contrasts" для группы, в которой играл джазовый кларнетист Бенни Гудмен. Равель, Мийо, Пауль Хиндемит и Эрнст Кшенек (ещё один ученик Шёнберга) тоже внесли свою лепту в новую идиому. Под диктовку составителей программки, подготовленной к дебюту "Rhapsody in Blue" в "Aeolian Hall" в 1924 году, Буланже в своей консерватории воспитала целое поколение американских композиторов, включая Аарона Копленда, Уильяма Шумана и Уильяма Уолтона. Наиболее ярким представителем американской школы со временем стал композитор и дирижёр Леонард Бернстайн, сочинявший произведения в стиле рока, джаза и модерна.
         Слияние популярной и серьёзной музыки, инициированное Гершвином в 1920-е годы, стало поворотным моментом во всей музыкальной жизни не только Америки, но и всего мира. Когда эта амальгама джаза и классики стала общепризнанной, интеллектуальные и моральные стандарты музыки очень быстро сошли на нет Если вы предпочитали Бетховена Джерому Керну, это стало трактоваться лишь как "дело вкуса" - так говорил об этом Аристотель 2500 лет назад. Сегодняшний обкуренный подросток, в антиобщественном раже слушающий рок, грохот которого разносится на несколько кварталов, и утверждающий своё право иметь собственный музыкальный вкус, - это лишь одно из последствий достигнутого Гершвином успеха.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100