«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 82% |
Критики отреагировали послушно, хором превознося Гершвина как композитора, который "значительно превосходит Шёнберга, Мийо и прочую "футуристическую" братию". Так была вымощена дорога для реализации планов ван Вехтена. Последний был исполнен такого энтузиазма, что восторженно писал Гершвину: "Этот концерт в самом буквальном смысле следует воспринимать как революцию; вы увенчали его произведением, которое после многократного прослушивания я вынужден признать величайшим творением, когда-либо созданным американским композитором. Сейчас самое время покорять Европу. В следующий раз сделайте ещё один шаг, придумайте какую-нибудь новую форму. Думаю, можно было бы сделать что-нибудь в плане соединения джаза, исполняемого оркестром Пола Уайтмена, с техникой кинематографа: "флешбэк" и тому подобное..."
Точно по графику, 3 декабря 1925 года, в "Carnegie Hall" Нью-Йоркский симфонический оркестр под управлением Вальтера Дамроша впервые исполнил "Concerto in F" для фортепьяно с оркестром Гершвина - слащавую амальгаму блюзовых джазовых мелодий и гармонической идиомы парижских модернистов (Стравинского, Равеля и т.д.). Критики приветствовали джазовый концерт Гершвина в полном соответствии с замыслом ван Вехтена. "Здесь нет и следа американизма, - писал Уильям Хендерсон из "New York Herald". - Ощущается настроение современного танца, но без присущей последнему банальности... Часто на ум приходят некоторые модернисты. Иноща Гершвин говорит их языком, но говорит больше..."
Разумеется, без оппозиции стремительному взлёту Гершвина тоже не обошлось. Музыкальная незрелость "Rhapsody in Blue" - первой попытки 25-летнего Гершвина написать нечто более существенное, нежели популярная песенка, была настолько очевидной, что некоторые критики сочли себя обязанными высказать протест. "Безжизненность мелодии и гармонии вызывает тоску", - писал один из них. "Всё интересное быстро заканчивается, и начинаются пустопорожние, бессмысленные повторы", - жаловался другой.
Недовольные голоса донеслись также из рядов исполнителей и преподавателей классической музыки. Дэниел Грегори Мейсон, музыкант, профессор Колумбийского университета, охарактеризовал попытку слияния джаза и классической музыки как "фиаско", а одна известная монография об американской музыке начинается такой фразой: "Американская музыка - это не джаз, и джаз - не музыка".
Против песен Гершвина из-за их порнографического содержания выступали и многие рядовые американцы. Песня "Do It Again" с её открыто сексуальным содержанием, хоть и была тепло встречена на концерте Готье, в дальнейшем на многие годы была включена в чёрный список и не транслировалась по радио.
Однако в атмосфере горячей поддержки, которую создали в прессе и общественном мнении промоутеры Гершвина, голоса противников этого синтеза джаза и серьёзной музыки (которые сами не предлагали никакой альтернативы) выглядели бессильным нытьём. Импульс, накопленный джазом благодаря концертам 1923-1925 годов и поддержанный прямыми предостережениями нью-йоркской и бостонской прессы, что "европейцы могут увести у Гершвина идеи и прибыли", вынудил Мийо, Стравинского, Бартока и других смиренно заняться сочинением джазовых композиций. Разумеется, "любовь к искусству" сама по себе была не единственным их мотивом: авангардистским композиторам по ту сторону Атлантики тоже хотелось есть хлеб с маслом, поэтому они нуждались в покровителях, в роли которых выступали все те же ван Вехтен и окружающая его компания послушных критиков.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||