«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 81%


         "Я считаю это событие одним из самых значительных в истории американской музыки; только оно и способно заманить меня в концертный зал, от которого в последние два года я старался держаться подальше. Разумеется, у меня нет оснований жаловаться, что у нас нет музыки, которую хотелось бы слушать, - у нас есть очень хорошая музыка (оркестр Пола Уайтмена я считаю, пожалуй, лучшим в мире, и водевильных певцов и певиц, способных должным образом исполнять эти произведения, у нас предостаточно), - но самые серьёзные музыканты в нашей стране, охотно исполняющие "The Old Folks At Home" или что-нибудь из раннего немецкого или французского фольклора, почему-то находят "Alexander's Ragtime Band", "Ragging the Scale", "Waiting for the Robert E. Lee", "Swannee", "Running Wild" и другие подобные песни, которые относятся к числу наиболее гениальных музыкальных произведений, когда-либо созданных в Америке, недостойными исполнения. Надо сказать, что Равель, Стравинский и "Шестёрка" отнюдь не разделяют эту точку зрения. Один из самых известных европейских модернистов шлёт мне нетерпеливые телеграммы с просьбой высылать все новые записи.
         Я думаю, что нам надо устроить своего рода факельное шествие, возглавляемое Полом Уайтменом, в честь мисс Готье как первопроходца. Помяните моё слово: филармонический оркестр будет исполнять эти произведения уже через два года".
         Это едва ли можно назвать пророчеством, потому что реализация плана была уже в самом разгаре. Менее чем через четыре месяца, 12 февраля 1924 года, в день рождения Авраама Линкольна, в том же "Aeolian Hall" состоялся дебют Гершвина как по-настоящему серьёзного композитора при участии джаз-банда Пола Уайтмена. День рождения Линкольна был выбран для этого мероприятия с умыслом: совместный концерт Гершвина и Уайтмена - первый полностью джазовый концерт на сцене классического концертного зала - был призван сигнализировать об эмансипации джаза, корни которого якобы тянутся в эпоху рабства и движения аболиционистов.
         В этом ретроспективном концерте была исполнена джазовая фантазия Гершвина для фортепьяно "Rhapsody in Blue". Теперь аудитория включала в себя, помимо элитного общества, слушавшего ноябрьский концерт, также ведущих современных виртуозов и композиторов, работавших в жанре классической музыки: Яшу Хейфеца, Леопольда Годовского, Сергея Рахманинова, Леопольда Стоковского, Эрнеста Блоха и других.
         В программе концерта отмечалось, что концерт Уайтмена в "Aeolian Hall" был призван со всей страстью защитить джаз как важнейший вклад Америки в серьёзную музыку: "Мистер Уайтмен намерен показать... что гигантские шаги, проделанные в популярной музыке за последние десять лет, когда джаз, появившийся словно из ниоткуда и первоначально совсем не благозвучный, превратился сегодня в мелодичную музыку и при этом - без видимых причин - продолжает называться джазом. Большинство людей... которые отказываются всерьёз принимать его, по существу, возражают против самого слова "джаз", а не против той музыки, которая скрывается за этим именем314. Современный джаз вошёл во многие миллионы домов по всему миру. Его исполняют и его слушают даже там, ще прежде не звучало вообще никакой музыки".

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100