«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 81%

Глава 8. Джордж Гершвин и расистские корни джаза 313


         Второе ноября 1923 года, пятница, утро. Высшее общество Нью-Йорка бурлит от восторга. В Париж и Лондон летят телеграммы, сообщающие о важнейшем событии в истории не только американской музыки, но и мировой культуры вообще.
         Предыдущий вечер оказался незабываемым благодаря выступлению в нью-йоркском концертном зале "Aeolian Hall" певицы сопрано Евы Готье, которая исполнила для публики, состоявшей из элитного общества и музыкантов, ряд джазовых композиций под аккомпанемент их автора Джорджа Гершвина, сидевшего за фортепьяно.
         Этот концерт стал плодом двадцатилетних усилий множества людей. Помимо песен Гершвина, в программу были включены произведения других современных композиторов, в том числе Белы Бартока, Пауля Хиндемита, Дариуса Мийо. Тогда же впервые на американской сцене были исполнены ранние песни венского композитора Арнольда Шёнберга, который впоследствии стал родоначальником музыкального психоза, прозванного додекафонией.
         Однако именно песни Гершвина произвели наибольшее впечатление. Подборка включала композицию "Swannee", которая тремя годами ранее стала первым настоящим хитом Гершвина в исполнении Эла Джонсона, выкрашенного в негра. В пятничном выпуске "New York World" можно было прочитать такую восторженную рецензию Димса Тейлора: "Сидевший за фортепьяно Гершвин начал исполнять таинственные и очень интересные музыкальные "фокусы" с ритмом и контрапунктом... Песни было интересно не только слушать, но и наблюдать. Публика, поначалу настроенная несколько высокомерно и покровительственно, под конец полностью отдалась живым ритмам нашей фолк-музыки... Зрители вели себя так же, как на любом музыкальном шоу, и заставили-таки по окончании концерта мисс Готье выйти ещё раз и снова исполнить ни с чем не сравнимую "Do It Again" Гершвина".
         За несколько недель до концерта Карл ван Вехтен, который и познакомил Гершвина с Готье для этого совместного выступления, провёл предварительную работу среди нью-йоркских критиков, чтобы они правильно истолковали значение проведённого концерта. Ван Вехтен, автор романа "Негритянский рай", был близким другом ведущей представительницы Гарлемского ренессанса Мейбл Додж, а также писательницы Гертруды Стайн.
         В письме, адресованном одному из критиков, ван Вехтен инструктировал:

«««Назад| Оглавление | Каталог библиотеки | Далее »»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100