«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 63%


         При разработке "Круга" со всей остротой встал вопрос о необходимости нового полигона для испытаний. Место для него было выбрано в голой казахской степи примерно в 10 километрах от железнодорожной станции Эмба. В мае 1960 года здесь был забит первый реперный колышек и развернут палаточный лагерь. Позже здесь был построен хороший жилой городок с гостиницами и магазинами, аэродром, дороги. А в то время приезжавшие на Эмбу ученые, инженеры, офицеры ГРАУ ютились в домиках-кошарах на дальних площадках. Ефремов всегда был с коллективом, жили одним "колхозом". Даже когда на основной площадке была построена достаточно комфортабельная гостиница "Юбилейная", в которой для него был зарезервирован номер, он предпочитал ночевать там, где шли испытания. А они не останавливались ни на час. Главный конструктор проводил на полигоне многие недели.
         Вениамину Павловичу было не привыкать к такого рода тяготам и лишениям. Послевоенная жизнь мало у кого была сладкой. Отец его был из простой семьи и очень гордился, когда его сын получил диплом о высшем образовании. Это произошло в 1951 году, когда, как говорили раньше, без отрыва от производства Вениамин (что в переводе означает "любимый сын") окончил Московский электротехнический институт связи. Других его успехов отец не дождался, он умер в 1955 году.
         Работа над "Кругом" заняла почти шесть лет. Ничего подобного в армиях других государств тогда не было ни по принципу действия, ни по боевым характеристикам. Только в декабре 1961 года с полигона наконец пришло подтверждение верности принятых решений. Но в 1962 году опять встал вопрос о приостановке испытаний.
         - На 30-й секунде у нас шел сброс сигнала с автоответчика станции, - вспоминает один из соратников Ефремова по "Кругу" Виктор Николаевич Епифанов, впоследствии главный конструктор всемирно известной теперь системы С-300В, лауреат Ленинской и Государственных премий. - Дело дошло до вмешательства правительства. Вениамин Павлович приехал тогда в цех сборки ракет (а это была просто большая брезентовая палатка на полигоне Эмба) и сказал: "Надо антенну ответчика поднять вверх, на стабилизатор ракеты". Подошел к слесарю и спросил: "Сможете?" Тот подумал и сказал: "Попробую". Ночь провозился, к утру все было готово. За несколько дней подготовились к пуску, и сброс ракеты был пройден...
         Судьба "Круга" фактически была решена. Хрущев, побывав летом следующего года на выставке вооружения в подмосковной Кубинке, обещал Ефремову, что труд всех будет оценен по достоинству, но в декабре следующего года он был смещен со своего поста. Работа над системой была завершена летом 1964 года, и в декабре она была принята на вооружение в ПВО Сухопутных войск.
         На Эмбе, на месте первого успешного пуска ракеты, установили памятный камень с табличкой, на котором были выбиты фамилии Ефремова и Люльева. После распада Советского Союза сразу же началось стремительное разграбление полигона. Очень хочется верить, что этот камень уцелел до сих пор и останется в назидание потомкам.
         О наградах вспомнили еще позже. В 1966 году Вениамина Павловича наградили орденом Ленина, а еще через год ему присуждается Ленинская премия и по итогам защиты кандидатской диссертации - ученая степень доктора технических наук. Кандидатом он побыл буквально десять минут, пока члены комиссии обсуждали предложение генерального конструктора КБ-1 А.А. Расплетина о том, что выполненная работа заслуживает более высокой оценки.
         За все это время "Круг", который Вениамин Павлович до сих пор называет первой, самой незабываемой любовью, претерпел четыре модернизации. Каждый раз его параметры существенно улучшались. Последний вариант - "Круг-М1" - был принят на вооружение в 1974 году. К тому времени Ефремов уже шесть лет был директором - главным конструктором НИЭМИ и последовательно проводил в жизнь свой принцип: выжимать из машины все, что можно, обеспечивать ее долгую, экономичную жизнь в войсках, конкурентоспособность на мировом уровне. "Круг" несет службу до сих пор, в том числе за пределами России.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100