«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 54% |
Когда после окончания техникума в 1945 году Ефремов пришел в НИИ-20, здесь уже сложился сильный, дееспособный коллектив. Еще за два года до этого, после создания Совета по радиолокации при ГКО, который возглавил Г. М. Маленков, на смену слову "радиообнаружение" пришел термин "радиолокация". Были открыты новые научно-исследовательские институты, стали разворачиваться новые разработки. А жизнь выдвигала все более сложные задачи.
В начале пятидесятых годов правительством страны было принято решение о создании противовоздушной обороны Москвы. Эти работы, как и в свое время атомный проект, находились под личным контролем Л. П. Берии. Для создания системы "Беркут" в его аппарате было создано специальное управление, вскоре преобразованное в 3-е главное управление при Совете министров СССР. Главными ее конструкторами были назначены известный специалист в области радиотехники П. Н. Куксенко и сын Берии Серго. Конструкторское бюро N1, созданное в составе Министерства вооружения, воспользовавшись своим особым положением, не только потеснило НИИ-20 с его площадей, но и, когда началась настройка аппаратуры, задействовало в своих интересах большинство научно-технических специалистов. Ефремов и еще шестеро его товарищей были назначены главными настройщиками аппаратуры на подмосковных объектах системы ПВО.
- Процесс настройки шел тяжело из-за постоянных изменений в конструкторской документации, - вспоминает Вениамин Павлович. - Сроки срывались. В этих условиях руководство 3-го главного управления приняло решение проводить еженедельные совещания, на которых проверялось положение дел на каждом объекте. В одном из них, которое проводилось в здании Министерства среднего машиностроения, принимал участие и я. В приемной - не протолкнуться. И вот выходит группа людей, в которой я увидел знакомого главного настройщика. Спрашиваю: "Ну, как прошел отчет?" Он отвечает: "Когда меня спросили, в какие сроки вы начнете полеты, я сказал, что месяца через три. Тогда товарищ Устинов сказал, что руководство нашего объекта не понимает важности стоящих задач, и предложил всех снять без права работы в оборонной промышленности". После такой встряски мы отчитались хорошо, хотя понимали, что названные нами сроки, наверное, нереальны. Думаю, что и нарком вооружения Устинов это понимал. Но после каждого совещания будущий министр радиопромышленности В. Д. Калмыков докладывал о состоянии дел лично Берии-старшему. Нужны были мобилизующие графики, а от наказания нас спасали только срывы поставок комплектующей аппаратуры и организация круглосуточной работы:
За "Московское кольцо" Вениамин Павлович получил свою первую значительную государственную награду - орден Трудового Красного Знамени.
В 1956 году он вернулся в НИИ-20, где начинались научно-исследовательские работы, в ходе которых нужно было определить возможность создания мобильных зенитно-ракетных комплексов для войсковой ПВО. На свет должны были появиться не виданные доселе боевые машины: мобильные, обладающие высокой проходимостью и способные после марша быстро выйти на боевую готовность. Кроме того, управление комплексом должно было осуществляться без использования кабельной связи.
Все его боевые средства (станция обнаружения, станция наведения, пусковые установки), расположенные на гусеничных шасси, оборудовались автономной аппаратурой навигации, топографической привязки и ориентирования. В это же время по предложению Дмитрия Федоровича Устинова было принято решение перевести НИИ и КБ, специализирующиеся на зенитных пушках, на разработку зенитных управляемых ракет. В 1958 году вышло правительственное постановление о создании первой войсковой зенитной системы "Круг". Ее главным конструктором был назначен Вениамин Павлович Ефремов, а главным конструктором ракеты - Лев Вениаминович Люльев из свердловского ОКБ-8. Генеральным заказчиком новой техники стало Главное артиллерийское управление Министерства обороны.
Задача была настолько новой, что большинству специалистов приходилось с ходу переучиваться. Даже Люльев, выдающийся разработчик артиллерийской техники, не знал, как подступиться к решению задачи. Когда у него потом спросили, почему он решился на применение в ракете прямоточного воздушно-реактивного двигателя, он сказал, что просто не представлял трудностей, с которыми придется столкнуться. За счет своего незаурядного конструкторского таланта он эту задачу решил и уложился в требования тактико-технического задания. К слову сказать, "Круг" так и остался единственным комплексом с ракетами подобного типа.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||