«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 71%


         В 1960 ГОДУ НИИ-20 была поручена разработка зенитно-ракетной системы "Оса", которая предназначалась для противовоздушной защиты войск на марше от ударов фронтовой авиации. Главной задачей было обеспечить автономность комплекса, то есть все должно было размещаться на небольших размеров "самоходе". Главным конструктором комплекса и машины назначили М. М. Косичкина.
         Первые трудности возникли с ракетой, которую разрабатывало КБ-82 Тушинского машиностроительного завода. К намеченному сроку - концу 1963 года - комплекс не был представлен на совместные испытания. Год спустя специальным решением правительства были установлены новые, реально достижимые параметры ракеты, создание которой поручалось МКБ "Факел". После этого работа продолжалась еще почти три года, но испытания на Эмбенском полигоне ГРАУ показали, что конструктивное решение системы так и не было найдено. Основные проблемы были связаны с возможностью ведения кругового обстрела - антенный пост перекрывал значительную часть зоны пуска. В июле 1968 года госиспытания были приостановлены, главным конструктором ЗРК "Оса" был назначен Ефремов, к тому времени уже возглавлявший НИЭМИ, его заместителем стал И. М. Дризе, достаточно долго работавший с ним на "Круге" и тоже удостоенный за него Ленинской премии.
         - Приход этих двух "гигантов", - вспоминает один из участников проекта лауреат Ленинской премии Валентин Валентинович Осипов, - в корне изменил ситуацию. Их энергия самого высокого накала мобилизовала весь коллектив. А новые сроки были установлены жесточайшие - второй квартал 1970 года. За год сделали новый эскизно-технический проект, полностью перекомпоновав машину.
         К примеру, еще во времена Косичкина встал вопрос о снижении ее веса. Нужно было сэкономить порядка 200 килограммов. Был объявлен конкурс, по которому за каждый сэкономленный килограмм веса выплачивалась премия 200 рублей. Как ни странно, но ни одного рубля из этого фонда потрачено не было, настолько все было "утрамбовано". Пришлось заменить шасси на более мощное - и самоходное, и плавающее, специально сконструированное Брянским автозаводом. А еще Ефремов придумал единое антенно-пусковое устройство, которое решило казавшиеся тупиковыми проблемы. В 1969-1970 годах испытания "Осы" были успешно завершены, через год его серийное производство началось на Ижевском электромеханическом заводе.
         Этому зенитно-ракетному комплексу особое внимание уделял Дмитрий Федорович Устинов, к тому времени министр обороны СССР. Он любил ездить по заводам и всегда брал с собой главных конструкторов. Вениамин Павлович Ефремов не без улыбки вспоминает такой эпизод:
         - В одну из таких поездок Дмитрий Федорович заглянул в свою "вотчину" - город Ижевск, где посетил несколько оборонных заводов. Решил посмотреть и на "Осу". У директора Ижевского электромеханического завода А. В. Воскресенского состоялось совещание, на котором министр обороны поставил вопрос об увеличении выпуска этого зенитно-ракетного комплекса для Сухопутных войск. Были намечены мероприятия по оказанию помощи заводу в его развитии, приобретении необходимого оборудования, развитии социальной сферы предприятия. После совещания гости и сопровождающие их лица пошли в цех, где им продемонстрировали серийные образцы комплекса "Оса". Я рассказал Дмитрию Федоровичу о комплексе и его достоинствах, заводчане - о технологии производства. Выслушав мой доклад, министр обороны сказал: "Вениамин Павлович, вы разместили на боевой машине четыре ракеты. Необходимо удвоить боекомплект!" Все мои возражения о невозможности размещения, дефиците веса и габаритов на автомобильной базе были жестко отвергнуты: "Это ваша забота. Об исполнении доложите!"
         По возвращении в Москву я связался с разработчиком ракеты - генеральным конструктором Петром Дмитриевичем Грушиным, рассказал ему о поручении Устинова. Тот выслушал и сказал: "Это серьезно, надо работать". В конце концов, была найдена возможность размещения шести ракет в транспортно-пусковых контейнерах. Боевая машина приобрела элегантный внешний вид. Я позвонил Дмитрию Федоровичу и сказал: "Мы проработали с Грушиным ваше поручение. Восемь не получилось, но хорошо размещается шесть ракет". Он немного подумал и сказал: "Ладно. Как в той русской поговорке - с паршивой овцы хоть шерсти клок". Вопрос был закрыт.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100