«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 82% |
Обратите внимание - для "совка" фильм прежде всего был именно источником жизненного опыта. И оценка фильма во многом следовала именно этому критерию! А раз так, то по сравнению с тем же американцем: "совок" - это звучит гордо! Оплеванный образ советского человека уже здесь демонстрирует решающее интеллектуальное и моральное превосходство перед "человеком потребительским".
Много чего может сказать и изображение цейтнота в фильме. Оно говорит о том, что средний американец помешан на соревновании всех со всеми. И он боится смертельно, опоздать в этом соревновании. К этому же и изображение в фильмах бомб, которые должны взорваться и убить героя если он не успеет эту бомбу разрядить. В сущности бомба - это метафора вечной погони среднего американца за лидером. Вполне безуспешной погони. Ведь лидерами становится весьма ограниченное количество людей. Несколько тысяч на всю США. А остальные кто? По их же культуре? По их же культуре они ВСЕ НЕУДАЧНИКИ! Именно поэтому США называют страной неудачников. Отсюда же и такая любовь американцев к фильмам про абсолютного лидера - героя.
Из этого ясным становится и практически всегда повторяющийся сюжет в фильмах-ужасах, когда люди, находясь в смертельно опасной ситуации, начинают делить место лидера. Лидер станет абсолютным героем. Стать абсолютным героем мечта каждого американца. Ситуация описанная в очередном таком фильме как раз и ведет к этому. А раз так - лови момент, он может оказаться единственным в твоей никчемной жизни.
Последний эпитет стоит не зря. Следующий сюжетный ход как раз и эксплуатирует именно это качество жизни среднего американца. Оно заключается в следующем. Некий будущий герой, обладая несомненными и многочисленными положительными качествами, в силу жизненных обстоятельств оказывается отброшен на обочину жизни (уволен, выгнан, прогнан и т.д.). Но, обладая такими замечательными качествами, он неизбежно снова выбивается наверх, спасая всех и вся.
Еще одна черта американского фильма - скрытый расизм. Это качество уже, правда, упоминалось. Этот расизм является более изощренным, чем тот, который был в середине прошлого века. Он предполагает уже не деление по признаку цвета кожи, а по признаку принадлежности к касте, классу, нации. Характерный пример: если действо фильма происходит за пределами США, то все "аборигены" представляются как тупые, необразованные и т.д., в отличие от американца, который обладает такими качествами как: умеет владеть всеми видами оружия, умеет водить все виды наземного и надводного транспорта, умеет водить самолет и вертолет, в совершенстве владеет компьютером и т.д. Данный перечень "умений" и "знаний" американского героя можно продолжать до бесконечности.
(Эта черта фильмов очень часто вызывает смех у людей, весьма непосредственно знакомых с американцами и их "уровнем образования". Последнее выражение не зря взято в кавычки, - уровень образования у них действительно очень низкий).
Часто речь идет даже не о показе умений героя фильма, а о показе "гнусности", подлости, и т.д. представителей других наций. Большинство фильмов-агиток стремится показать американца как человека, абсолютно превосходящего, по всем мыслимым или немыслимым качествам, всех остальных смертных. Все человечество в таких фильмах делится на американцев и остальных смертных, часто недостойных ни упоминания, ни вообще жизни.
Такая черта может говорить о том, что человек стремится унизить другого до своего уровня и ниже. Если изображаемый враг изображается в таком виде, то по уровню его изображения можно судить об истинном уровне изображающего его американца. Впрочем и не только об уровне изображающего, но так же об уровне воспринимающего. Ведь если такое смотрит человек достаточно высокого личного культурного уровня, то такое изображение у него кроме возмущения ничего не вызовет. А как было указано выше, фильм рассчитан на получение зрителем удовольствия. А удовольствие же может получить только тот, от такого фильма, кто как раз интеллектом и не отличается. Кто сам не прочь кого-то унизить до своего уровня и ниже.
В обычных же фильмах - не принадлежащих к категории агиток, - деление проводится более скрыто и неявно, но ясно видно для человека незападной культуры. Деление проводится на людей-героев, которые всегда побеждают, зарабатывают большие деньги, обладают со всех сторон положительными (в американском понимании этого слова) качествами и всех остальных, которые обречены на прозябание в нищете, грязи, которые всегда являются средоточием всех пороков и недостатков. То есть люди делятся на принципиально хороших и принципиально плохих. Любой человек либо тот, либо другой - среднего не дано. Если человек хороший - он всегда будет хорошим, если плохой, - то он изначально плохой и плохим быть уже никогда не перестанет.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||