«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 99% |
Первой жертвой складывающейся ситуации стало ОКБ им. А.С. Яковлева. После того как были закрыты заказы на строительство самолётов вертикального взлёта и посадки второго поколения Як-41 и самолёты радиолокационного дозора палубного базирования Як-44, ОКБ осталось в последнее десятилетие без оборонной тематики. Десять лет - большой срок. Сохранить коллектив не удалось. Конечно, было бы трагической ошибкой допустить такой финал и для ОКБ им. А.И. Микояна. Единственно правильным решением было бы объединиться с ОКБ им. П.О. Сухого в программе строительства самолёта пятого поколения. По сути, в США строительство самолёта F-35 ведётся тремя фирмами ("Локхид Мартин", "Нортроп Грумман", "Бритиш Системз"), каждая из которых в своё время монопольно строила самолёт от начала до конца. Но жизнь заставила их объединиться. Поскольку опыт совместного конструирования у этих фирм отсутствовал, они договорились разделить конструкцию планёра на три части и, используя методы машинного проектирования и CALS-технологии, создают конструкции виртуального планёра.
Для этого была создана единая информационная база данных и единое программно-математическое обеспечение процесса автоматического компьютерного проектирования. Взаимодействие с банком данных осуществляется с удалённых рабочих мест конструкторов, находящихся на фирмах, с использованием технических средств взаимодействия и установленных форматов обмена информацией. По существу они работают в формате единого виртуального предприятия. Почему бы и нам не воспользоваться этой методологией? Я почти уверен, что мы к этому придём, но для этого нужна "политическая воля" руководителей. Это необходимо для обоих ОКБ. Хотя ОКБ им. П.О. Сухого, выигравшее конкурс, имеет лучшее внутреннее экономическое положение и более сохранившийся коллектив, благодаря достаточно объёмным экспортным заказам, но оно в одиночку не сможет осилить столь сложный заказ, особенно в части организации работ по функциональному комплексированию, доводке и испытаниям. В этих направлениях специалисты ценятся на вес золота, и их мало.
Один из сложнейших вопросов, требующих решения при строительстве самолёта пятого поколения, - необходимый объем финансирования заказа. Дело в том, что когда было окончательно принято решение о создании самолёта, программа строительства вооружения на планируемый период была уже свёрстана и утверждена, и в ней недостаточно учитывались соответствующие ресурсы. Поэтому заговорили о привлечении средств от экспорта боевых самолётов - так называемое внебюджетное финансирование. Для западных крупных концернов это сложившаяся практика, а в России такого опыта финансирования до сих пор не было. Да и таких масштабных концернов, которые имеются на Западе, в России тоже нет. Надо собрать отчисления от экспортных поступлений со всей кооперации, которая участвует в экспортных поставках. Но для этого отсутствует законодательная база.
Я довольно пессимистично оцениваю ситуацию. Организовать внебюджетное финансирование не удаётся, да это порождает ещё и проблемы, связанные с интеллектуальной собственностью. Обычно разработка финансируется из государственного бюджета, и интеллектуальная собственность вследствие этого принадлежит государству. Если же будет присутствовать и внебюджетная составляющая, то разобраться с принадлежностью этой собственности будет достаточно сложно. Единственно правильным решением будет продолжить эскизное проектирование самолёта, на которое средства в оборонном заказе имеются, и впоследствии провести коррекцию Программы вооружения. Это всё равно придётся сделать - жизнь заставит, так как Программа вооружения содержит ещё много "родимых пятен" "холодной войны".
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||