«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 81% |
В это время была выдвинута идея конверсии оборонных отраслей промышленности. Но попытка конверсии была сделана ещё в бытность СССР. Она сводилась к тому, что Госплан создал программу разработки и производства новых товаров и оборудования для лёгкой и пищевой промышленности на предприятиях "оборонки". Но программа не сработала, так как была составлена без системного подхода. Вот один очень характерный пример. ОКБ им. А.И. Микояна получил задание создать машину-автомат по вырезке сердцевины груш перед их консервированием. Был закуплен образец, кажется, в Италии. Автомат был создан, но оказалось, что для его испытания из-за громадной производительности не нашлось нужного количества груш. Испытания проводились на картошке. Конечно, такой автомат не нашёл сбыта, и подобных примеров было множество.
Но теперь надо было проводить конверсию совершенно в других условиях. Никто не диктовал и не планировал её направления. Каждое предприятие должно было само определиться с тем или иным продуктом и выйти с ним на рынок. Но и в этом случае большого эффекта не получили.
Оборонные предприятия владели достаточно высокими технологиями, и их руководители довольно самонадеянно считали, что применив эти технологии к гражданскому продукту, они достигнут успеха. Но в большинстве случаев потерпели фиаско. Дело в том, что наши магазины уже заполнили товары иностранного производства. Поэтому создание гражданской продукции означало жёсткую конкуренцию с иностранными фирмами. Но если последние уже давно специализировались на такой продукции и отработали специальные технологии для её выпуска, а не приспосабливали оборонные технологии, то наши оборонные предприятия не могли инвестировать нужные средства для развёртывания достаточно массового производства гражданской продукции. Приспособление оборонных технологий и производств, ориентированных на выпуск военной продукции, под гражданскую значительно повышало её себестоимость. В этом была главная ошибка. Надо было идти не от оборонных технологий, а тщательно изучать рынок, находить в нём нишу для своего продукта и разрабатывать под него новую технологию. Но для этого требовались средства.
Положение несколько улучшилось после дефолта 1998 года, когда рубль резко упал по отношению к доллару, и вследствие этого упала себестоимость нашей продукции, что дало возможность выйти на рынок. Но такой путь конкуренции российских товаров по отношению к импортным построен на низком уровне зарплаты наших рабочих, тогда как во всём мире снижение себестоимости продукции строится на снижении трудоёмкости. Трудоёмкость же на оборонных заводах была достаточно высока, так как был достаточно низок уровень автоматизации и высокое энергопотребление.
Но наш институт мог продавать только интеллектуальный продукт, так как наше опытное производство было ориентировано на создание экспериментальной базы, а не на массовый выпуск чего бы то ни было. Вот этот вопрос: какой интеллектуальный продукт можем мы создать и кто его купит, неотвратимо встал перед нами.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||