«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 72% |
Появление в наших Вооружённых Силах класса авианесущих кораблей началось со строительства вертолётоносцев, предназначенных для борьбы с подводными лодками в океанской зоне средней дальности. В СССР существовала морская доктрина, согласно которой мы должны были уметь отстаивать свои интересы во всём Мировом океане. Конечно, СССР не обладал таким мощным военно-морским флотом, как США, опирающимся на дюжину авианосцев с хорошим радиусом действия, поддерживаемых группами сторожевых и ударных кораблей. Но свою задачу присутствия в Мировом океане и наши силы ВМФ решали весьма успешно и противостояли американским флотам в различных районах океанов. Поскольку американские флоты, как правило, прикрывали свои подводные лодки, то наши корабли, находясь рядом с американскими, тоже как бы отслеживали действия этих лодок.
Наши надводные корабли всегда обладали хорошим потенциалом противолодочной обороны, но радиус их действия вначале определялся лишь имеющимися возможностями ультразвуковой локации. Появление же авианесущих кораблей с вертолётами на борту должно было расширить возможности флота по контролю как над действиями подводных лодок противника, так и над стратегическими ракетами, размещаемыми на них.
Для этой цели использовались различные вертолёты марки "Ка", которые, благодаря соосной схеме несущих винтов, очень компактно могли размещаться на весьма ограниченных площадях кораблей, их нижних и верхних палуб.
В это же время, то есть в конце 60-х годов, англичане создали первый в мире вертикально взлетающий самолёт "Харриер". Он предназначался для поддержки действий морской пехоты, десантируемой со специальных судов. Эта машина много раз модернизировалась, один из вариантов был принят на вооружение в Соединённых Штатах... Вначале на "Харриере" устанавливалось простейшее оружие, но по мере развития на нём появился радиолокатор, противокорабельные ракеты, и его стали приспосабливать не только для огневой поддержки десанта и штурмовки наземных целей, но и для борьбы с кораблями небольшого водоизмещения.
Естественно, появление "Харриера" подтолкнуло военное руководство СССР к тому, что и у нас должен быть самолёт вертикального взлёта для палубного базирования. За решение этой задачи взялась фирма Яковлева и был создан Як-36 и Як-38 как его модернизированный вариант. Эти машины по своим характеристикам ни в чём не уступали "Харриеру", а в скорости даже немного превосходили его. Базировались они на тех же судах, что и вертолёты Камова.
Наш институт в создании самолётов вертикального взлёта практически не принимал участия, поскольку оружие на них устанавливалось простое, а управляемыми ракетами Х-23 стали оснащать Як-38, когда он уже прочно стоял на вооружении. В основном оружие этих машин работало в режиме класса "воздух-земля", но на каком-то этапе специалисты нашего ВМФ стали понимать, что надо усиливать противовоздушную оборону наших авианесущих групп, где использовались лишь зенитные ракеты. Они отвечали мировому уровню этого класса вооружений, а в чём-то и превосходили его, но радиус действия этих ЗУР был явно мал. Они в какой-то момент перестали быть эффективным средством борьбы с самолётами противника, дальность действия противокорабельного оружия которых всё увеличивалась. Надо было "отжимать" эти самолёты от наших кораблей, чтобы они не могли входить в зону уверенного поражения. Поэтому родилась идея создания самолёта-истребителя вертикального взлёта и посадки, оснащённого ракетами класса "воздух-воздух". По времени рождение этой идеи совпало с закладкой МиГ-29. Поэтому мы активно включались в создание и будущего Як-41, стараясь в максимальной степени унифицировать системы вооружения обеих этих машин. Як-41 - именно такое обозначение получил истребитель вертикального взлёта и посадки - был уже, в отличие дозвукового Як-36 и Як-38, сверхзвуковым, поскольку он должен был бороться с истребителями противника. В этом отношении Як-41 стал явно превосходить линию машин "Харриер". Ни англичане, ни американцы так и не замахнулись тогда на создание самолёта, подобного Як-41, и только спустя 25-30 лет, начиная работу над самолётом JSF, они поставили задачу сделать его с вертикальной посадкой и укороченным взлётом.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||