«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 73% |
Мы же значительно опередили их. При этом на Як-41 был установлен тот же радиолокатор, что и на МиГ-29, и те же ракеты - К-27 и К-73. Работы над этими системами шли довольно ритмично, никаких особых трудностей в процессе отработки системы вооружения Як-41 не возникало, потому что он шёл следом за МиГ-29, который как бы "прокладывал" ему дорогу в этой сфере. Основные проблемы, которые возникли с Як-41, лежали в области конструкции самой машины, двигателей, систем базирования. Надо было научиться решать вопросы, связанные с созданием специальной площадки и на берегу, и на корабле, с которой взлетал и куда садился такой истребитель, потому что реактивная струя от двигателя бьёт в неё с такой силой, что выдержать её может лишь специальное инженерное сооружение.
К сожалению, экономические "реформы", начавшиеся в 90-е годы, остановили работы и над Як-41, поскольку ВМФ лишился средств на них и заинтересовался трамплинным стартом для истребителей МиГ-29 и Су-27, так как появились авианесущие корабли нового поколения. На их палубу уже можно было сажать обычные истребители, которые выигрывали у Як-41 в том, что не должны были расходовать топливо на вертикальные взлёты-посадки. Поэтому Як-41 уступал истребителям с высоким аэродинамическим качеством по радиусу действия, боевой нагрузке и ряду других показателей в частности палубному варианту Су-27, который получил обозначение Су-33. Таким образом, рождение авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов" с трамплинным стартом стало роковым событием в истории Як-41... Как показала практика, тяговооруженность Су-27, МиГ-29 и даже Су-25 позволила этим машинам взлетать с трамплинного старта, а садиться они должны были на хорошо отработанный в мировой практике палубный аэрофинишер. Конечно, при этом морские лётчики должны обладать более высоким мастерством пилотирования, чем сухопутные, поскольку корабль находится в движении, палуба качается и надо уметь взлетать с неё и садиться. Поэтому всех морских лётчиков можно отнести к разряду асов...
И здесь необходимо отдать должное Михаилу Петровичу Симонову в том, что он сумел на базе Су-27 создать практически новый самолёт, который мог бы базироваться на наших авианесущих крейсерах. По водоизмещению тот же "Адмирал Кузнецов" меньше, чем американские авианосцы, и, казалось бы, на нём должны базироваться самолёты меньшей размерности, чем Су-27, поскольку они легче впишутся в габариты тех помещений, что им отведены на корабле. Но Симонов очень много потратил и времени, и сил, чтобы вписать туда Су-27. И ему это удалось, так как с точки зрения конструктора-самолетчика, Су-33 - это во многом совершенно оригинальная машина, явно превосходящая по своим возможностям и МиГ-29, и, конечно, Як-41.
Як-41 списали со счетов, но, на мой взгляд, это была ошибка, поскольку на рынке вооружения его ниша оказалась свободной и он очень хорошо мог бы продаваться за рубеж. И хотя наш институт имел весьма отдалённое отношение к нему, мне всё же его жаль, поскольку на Як-41 весьма печально завершилась линия морской авиации вертикального взлёта и посадки. Россия потеряла уникальную школу строительства таких машин. Это фатально сказалось на жизни "яковлевского" КБ, которое постепенно стало сходить с рубежей, завоёванных А.С. Яковлевым и его последователями.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||