«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 72% |
У Михеева очень много интересных идей. К примеру, он предложил на базе одноместной машины сделать вертолёт-истребитель. Когда над полем боя появляется много вертолётов, возникает проблема борьбы между ними. В этом случае одноместная машина - манёвренная, лёгкая - однозначно лучше двухместной. Пока такой истребитель не создан, но идея мне нравится, что-то в ней есть привлекательное... Наверняка вертолёты пройдут ту же эволюцию, что и самолёты-истребители. Война - это вообще очень сложное дело, и я уверен, что за вертолётами - большое будущее. Наш институт активно участвует и в работе по Ми-24, и над вертолётами второго поколения, невольно вступившими в спор между собой. Пока что он так и не решён, но задел на будущее сделан хороший.
Однажды мне довелось во Франции встретиться с главным конструктором лучшего европейского вертолёта "Тигр". Я спросил его, как он смотрит на проблему одноместного и двухместного вертолётов. Он однозначно отдал предпочтение последнему. Но когда я изложил ему преимущества первого, он задумался. А потом согласился с тем, что в каких-то боевых операциях одноместный вертолёт лучше двухместного. И я понял, что и в странах НАТО конструкторов гложет тот же червь сомнения, что и наших. Но жизнь покажет, кто прав. На эту тему мы также очень много спорили с Маратом Николаевичем Тищенко, но тоже не пришли к единому мнению. Он сделал Ми-28, и это очень хорошая машина...
Но венцом его творчества я бы назвал современный уникальный вертолёт, которому нет равных в мире, - супертяжелый Ми-26. А его редуктор - это просто произведение инженерного искусства. Такие редукторы я встречал только, когда учился в МВТУ. Там в курсовых проектах проектировались фантастические редукторы с "бешеными" передаточными отношениями, с оригинальнейшими шестернями и т.д. Но когда я воочию увидел в металле редуктор Ми-26, спроектированный М.Н. Тищенко, то понял, что и фантастические идеи можно реализовывать весьма успешно. В этом редукторе как в зеркале отразилась вся гениальность Марата Николаевича как конструктора.
К сожалению, Тищенко не смог смириться со всеми теми глупостями, которые пришли в нашу жизнь с перестройкой, или, как это многие называют, "катастройкой". Когда началась "демократизация" и стали говорить, что начальника нужно выбирать, он сказал: "Я участвовать в выборах на должность генерального конструктора не буду".
И ушёл преподавать в МАИ, а на его место пришёл М.В. Вайнберг. В это же время Тищенко стал академиком РАН, его заслуги как учёного были признаны всем научным сообществом. В настоящее время он читает лекции по вертолётостроению в США... Люди его ранга скорее обретают признание как организаторы, менеджеры, а вот он признан именно как учёный и конструктор, что случается в нашей среде довольно редко.
Он очень много сделал для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Лично летал туда сам, когда ещё не ясны были масштабы трагедии, и "схватил" определённую дозу радиации, что не лучшим образом сказалось на его здоровье. В принципе он мог этого не делать, но, видимо, как человек высокой порядочности, чувства долга, высочайшего профессионализма принял решение быть там, где работают его люди и машины. Он никогда не шёл ни на какие компромиссы с совестью, что тоже резко выделяет его в ряду коллег. Ведь генеральному конструктору приходится часто быть и дипломатом.
«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
| ||||||||