«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 68%


         В нашем Министерстве обороны, кстати, до сих пор утверждается идея технологической безопасности и независимости. Согласно ей мы должны применять только отечественную либо импортнозамещаемую электронику, вместо которой рано или поздно будет создана отечественная. Но это соревнование мне кажется безнадёжным - в области микроэлектроники прогресс идёт настолько быстро, что мы никогда, на мой взгляд, уже не догоним лидеров. А если мы и дальше будем придерживаться избранной политики, то загоним себя в ситуацию планируемого отставания от мирового уровня. Сегодня производство микроэлектронных схем очень широко распространено во всём мире, оно не является монополией США, уже нет эмбарго на эту технику, нет КОКОМа, рынок открыт, и на нём хорошо чувствуют себя и Малайзия, и Сингапур, и Япония, и частично Европа... И с него надо собирать всё, что нам нужно, в конце концов, можно просто создать стратегические запасы этих микроэлектронных элементов. А бояться, что в них скрыты какие-то "шпионские закладки", вряд ли стоит. Я, честно говоря, в них даже поверить не могу. И вот почему.
         Микросхема - это очень дорогой в разработке продукт. Дешёвым он становится, когда идёт в производство, где микросхему изготавливают миллионами штук. И вот представим себе, что на рынке, где господствуют такие гиганты, как "Моторола", "Интел", "Сан" и другие, проходит информация о такой "закладке". Да от этой продукции тут же откажутся все потенциальные покупатели, а не только Россия. Никто не будет закладывать какие-то сюрпризы в топологию микросхемы только для России - ведь невозможно же спрогнозировать, где и что мы будем закупать. А мы видим врага там, где не надо... Но пока Министерство обороны ведёт ту политику, о которой я рассказал, чем тормозится наше движение вперёд.
         К тому же когда машина идёт на экспорт, зарубежный заказчик очень часто настаивает, чтобы в ней была установлена электроника, легко доступная для него и быстро заменяемая.
         Но вернёмся в Россию. Ситуация, возникшая в результате разрушения СССР и обвального отказа государства от оборонного заказа, сразу сбросила нас в ситуацию застоя. Сложнейшие технические системы создавать сегодня "на коленке" с помощью бумаги и шариковой ручки невозможно. Поэтому с прекращением финансирования линия Су-27 и МиГ-29 прервалась, и стала медленно и трудно возрождаться, когда начали формироваться экспортные заказы, прежде всего индийские и китайские. И вот, как ни парадоксально, мы поставляем сегодня за рубеж самолёты поколения "четыре с плюсом", превосходящие по своим возможностям те, что стоят на вооружении отечественных ВВС. Последние по сути дела "заморозились" на уровне 80-х годов, времён СССР.
         Трагично ли такое положение?
         В какой-то мере да. Но мы, учёные и производственники, готовы быстро ликвидировать это отставание - вопрос опять же упирается в финансирование нужных работ. Технологические цепочки "обузились", многие организации "похудели" из-за ухода в коммерцию или отъезда за рубеж молодёжи и специалистов среднего возраста, но костяк авиапрома всё же сохранился. Благодаря ему и держится вся экспортная авиационная программа, которая составляет более половины того, что получает Россия от поставок военной техники за рубеж. Если сейчас страна получает от её продаж более 3,5 млрд долларов в год, то 1,5-1,7 млрд долларов приходится на авиационную составляющую. Это случилось потому, что планёры машин были сделаны очень хорошо, и мы сумели модернизировать оборудование. В оружие тоже был заложен определённый "запас прочности"... Всё это позволило Су-27 и МиГ-29 удержаться на рынке и не уступать тем разработкам, которые проводятся на Западе - в США и Европе. Там ведь уже переходят к новому поколению самолётов, в то время как база наших машин сохранялась на уровне самолётов четвёртого поколения - настолько удачно она была заложена в 80-е годы, используя задел, который был создан в Советском Союзе. Его наследство оказалось настолько мощным, что, по моим прогнозам, Су-27 и МиГ-29 в разных модификациях останутся конкурентоспособными ещё лет пять - семь. За эти годы мы должны начать серьёзно работать над самолётами следующего поколения, а если этого не сделаем, то нас ждёт ещё более серьёзное отставание от лидирующих государств в области авиации, чем это случилось при Хрущёве. Тогда Россия потеряет статус авиационной державы и нам просто придётся покупать самолёты за рубежом. А пока линия Су-27 и МиГ-29 даёт нам счастливую возможность не скатиться в эту "пропасть" и выйти из этой очень тяжёлой ситуации, в которую завели авиационную промышленность экономические реформы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100