«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 66%


         Вначале американцы решали задачу обнаружения наземных целей чисто "оптическим" путём. Они создавали подвесные оптико-тепловизионные контейнеры, которые позволяли использовать оружие с оптико-электронными системами наведения. С их помощью обеспечивался лазерный подсвет цели и одновременно обнаружения её в длинноволновом инфракрасном диапазоне 8-14 микрон. В основном под F-16 подвешивались два таких контейнера - один чисто навигационный, который повышал точность самолётовождения, а второй служил для обнаружения наземных целей. F-15 больше специализировался, как самолёт ПВО.
         Вот в этот-то момент американцы стали снова нас обходить. Им удалось решить сложнейшую задачу, создав двухрежимный радиолокатор, который может работать и "по воздуху", и "по земле". Совместить эти два режима очень непросто, потому что, когда идёт работа по воздушной цели, то она на фоне неба видится контрастно. Но когда начинается работа на фоне земли, отражение от неё начинает маскировать цель. Чтобы этого избежать, стали использовать допплеровский эффект. Отфильтровав "допплер" земли от "допплера" цели, можно было уже весьма уверенно вести её и бороться с ней. Начало этому было положено на МиГ-23, но в его радиолокатор Г.М. Кунявский заложил несколько ошибочную идею - об этом я рассказывал выше.
         В.К. Гришин, главный конструктор объединённой линии РЛС, строил для МиГ-29 и Су-27 уже нормальную допплеровскую станцию. Эти машины, обладая ею, уже "не чувствовали" земли и могли спокойно отслеживать воздушную цель на её фоне. Но они ещё не видели наземные цели. Для этого надо было ввести более тонкую допплеровскую обработку, чтобы получать более подробный допплеровский "портрет" земли. Это достигается с помощью так называемого режима "синтезирования апертуры" или доплеровского сужения луча. В таком режиме на индикатор лётчика, образно говоря, подаётся в реальном масштабе времени то же изображение, которое разведывательный патрульный самолёт получал со станции бокового обзора, синтезируя это изображение на фотоплёнке. Это же изображение можно получить, обрабатывая радиосигнал с помощью преобразования Фурье в цифровой машине радиолокатора. Для этого пришлось разработать специальные микросхемы, что явилось крупным скачком в микроэлектронике - сигнальные процессоры.
         Американцам удалось их разработать и применить на последующих модификациях всех своих четырёх самолётов, о которых мы ведём речь. Мы же в то время даже ещё не понимали, как они строят свои радиолокационные станции.
         Но, как говорят, никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Однажды на авиакосмическом салоне в Ле Бурже Томас Стаффорд, командир американского космического корабля "Апполон", впервые в истории состыковавшегося с советским "Союзом", пригласил М.Н. Мишука на стенд фирмы "Хьюз". Этот стенд можно было посетить только по специальным приглашениям. Михаил Никитович взял с собой меня, а я взял со стенда рекламные проспекты радиолокационной станции APG-65 самолёта F-18. Я привёз их к себе в институт. Гидалий Моисеевич Кунявский, которого, как я уже рассказывал, уволили с работы за неудачную разработку радиолокационной станции для МиГ-23 и которого я взял в наш институт, поскольку освободили его от должности, в частности, и с нашей подачи, очень внимательно изучил эти проспекты и быстро сообразил, по какому принципу строят свои новейшие станции американцы. Мы тут же вышли "в инстанции" с предложением разработать новое оборудование не хуже американского, но и МиГ-29 и Су-27 уже были в последней стадии готовности к поступлению на вооружение, и нас остановили. Решили, что переработкой БРЛС следует заняться, модифицируя эти машины.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»



 
Яндекс цитирования Locations of visitors to this page Rambler's Top100